«Тут так цены завышают, еще вчера крем для рук стоил на тридцать рублей дешевле, да и моего любимого из Германии больше не привозят!» С каждым днем мы слышим подобные разговоры все чаще и чаще: импортозамещение, которое год назад было только словом, стало реальностью. Многие иностранные компании покинули российский рынок, а у отечественных производителей появилась возможность доказать, что их товары достойны внимания покупателей. Однако не все люди успели сориентироваться. Корреспондент «МК» прогулялась по магазину и выяснила, чем довольны (и недовольны) покупатели.
Заголовки новостей звучат радостно и бравурно: мол, с каждым месяцем все больше и больше людей выбирают российскую косметику и бытовую химию, скоро-скоро мы избавимся от благоговения перед французскими духами и немецкими лаками для волос. Однако на практике все оказывается вовсе не так радостно.
Из Германии или из поселка городского типа?
Когда с прилавков исчезает любимый крем для рук или шампунь, выбрать новый не так-то просто. Да и с выбором бытовой химии есть проблемы: ассортимент стиральных порошков или средств для мытья посуды заметно поредел. Магазины борются с этим, заказывая товар параллельным импортом: как будто из Германии, но окольными путями, через Казахстан. Благодаря этому мы продолжаем получать продукцию из Европы, но через другие страны и с более высокой ценой. Такие товары еще называют товарами «серого рынка».
Вот один из известных магазинов масс-маркета, торгующий недорогой косметикой и бытовой химией. Вроде бы здесь делает покупки не та публика, для которой стало бы проблемой исчезновение «Шанели» и «Диора», но и она ощущает дискомфорт. От цен, сокращения ассортимента, непредсказуемости — от чего угодно.
— Первое, на что мы обратили внимание, — цены. Нам приходилось работать в ночь, каждый день обновлялись примерно десять тысяч ценников, тогда как обычно максимум сто. Утром бабушки ругали нас, будто это наша прихоть — завышать цену, — рассказала консультант магазина, представившаяся Вероникой. — Спустя какое-то время начали заканчиваться товары на складе. Раньше привозили в пять раз больше коробок, полки ломились от обилия продукции. Сейчас же мы постоянно слышим вопрос: «Вы закрываетесь?..» Нет, просто товаров стало меньше. На товары для мужчин без слез не взглянешь: если известные бренды косметики в краткие сроки заменили другие фирмы, то про мужские бритвы и гели для душа просто решили не вспоминать.
Действительно, на полках пусто, представлены в большинстве своем только отечественные производители. Однако остаются и товары с надписью «Сделано в Германии» (и не только), только вот качество у них стало гораздо хуже. Вот, например, лезвия для станков, по мнению мужчин, не выдерживают никакой критики.
— Раньше было лучше. Качество капитально изменилось, непонятно, за что мы платим такие деньги, — поделился один из покупателей. — Знаете, как будто их специально затупили, чтобы нам затруднить процесс бритья. Написано: «Сделано в Европе»! Да куда там, скорее поселок городского типа где-нибудь на Севере…
Самое большое пространство в магазине занимают шампуни и средства по уходу за волосами. Я взяла первый попавшийся бальзам и посмотрела на обратную сторону, чтобы узнать, где его произвели. Вся информация на упаковке написана на французском языке, только сверху прилеплена этикетка с переводом. Сразу за этим бальзамом стоял точно такой же, но с привычной для нас упаковкой: все переведено на русский.
— Скажите, эту фирму часто покупают? — задаю вопрос продавцу.
— Да, она довольно популярна, многие хвалят.
— А в чем разница между двумя этими упаковками?
— Если раньше поставки косметики в Россию были официальными и фирмы выпускали флаконы специально для нас на русском языке, то сейчас мы их получаем обходными путями. Поставщикам приходится наклеивать на упаковку перевод. Многие боятся покупать из-за этого, не доверяют, сомневаются, что товар соответствует прежнему качеству. В основном это люди старшего поколения. Мы пытаемся объяснить, что изменился только язык, на котором написан текст, а функционал остался прежним. Однако если на полке стоят старые и новые упаковки, люди берут более знакомое.
Я подошла к покупательнице, которая долго находилась в магазине, она уже набрала целую тележку различных товаров, разглядывала вместе со мной шампуни и взяла именно тот, к которому у меня появились вопросы.
— Вы уже пробовали этот бальзам?
— Да, конечно, почему спрашиваете?
— Вас не смущает, что весь текст на упаковке написан на французском языке?
— Почему меня это должно волновать? Он все так же смягчает волосы и улучшает их качество — какая разница, на каком языке написан состав? Такая же ситуация была с колой, когда из ближайших стран везли, наклеивали сверху бумажки на русском. Она не отличалась по вкусу от той, что была раньше у нас. Я искала ее по всем магазинам, ведь русские аналоги слишком сладкие…
СТМ — что это такое?
Магазины часто продвигают собственные торговые марки (СТМ). Они существовали и раньше, причем не только в России, но за последние полтора года их количество увеличилось на 20%. Задача СТМ — предложить покупателям новую продукцию от магазина и хотя бы визуально компенсировать дефицит. Причем требований к ним даже больше, чем к другим брендам. Они должны быть не только конкурентоспособными и качественными, но и доступными по цене. Среди товаров СТМ чаще всего можно найти кремы, гели для душа и товары повседневного пользования (прокладки, зубные щетки, ватные диски и т.д.).
Выбор средства по уходу за лицом — это очень тонкая и кропотливая процедура. Нужно много раз ошибиться в выборе крема, чтобы найти тот самый. Я поговорила с покупательницей, которая ходила от стеллажа к стеллажу на протяжении десяти минут.
— Я заметила, что вы тут уже довольно давно, — что-то определенное ищете?
— Да, у меня очень чувствительная кожа, около года не могу подобрать себе подходящий крем. Раньше пользовалась французской косметикой, но она пропала с российского рынка. Подруга советовала попробовать белорусскую, но от нее у меня краснеет лицо, хотя средство вроде заявлено как гипоаллергенное. Все не могу понять: это производители врут или у меня такая особенная кожа?
— Сильно на вашей жизни сказалось импортозамещение?
— На жизни — не сильно, всегда можно найти замену, уверена, что и крем для лица я подберу. Сильно отразилось на профессии: я парикмахер. Ушли все бренды, с которыми я привыкла работать. Долгое время, когда клиенты просили советы по уходу за волосами, я по привычке называла те фирмы, продукцию которых у нас в стране больше не купить. Нужно было резко перестраиваться и изучать новые бренды, которые будут хорошо сказываться на качестве волос. Есть хорошие фирмы, которые можно порекомендовать, однако те, что были раньше, мне как парикмахеру нравились больше.
За дешевизной скрывается подделка?
Напротив средств по уходу за кожей лица — три стеллажа парфюмерии, и оттуда доносится очень резкий запах. Оборачиваюсь и вижу двух женщин, вдохновенно распыляющих что-то из яркого флакона. По обрывку разговора понимаю: ищут подарок мужчине.
— Я видела этот парфюм в другом магазине, там он стоил десять тысяч, а тут всего шестьсот рублей, представляешь? — сказала одна из них и поставила тестер обратно на полку. — Надо брать!
Эх, опрометчиво! Тут могут ждать неприятные сюрпризы — об одном таком эпизоде рассказала «МК» москвичка по имени Жанна. По словам девушки, она также покупала духи в подарок, но в этой ситуации получатель хотел определенные. В магазине купить не было возможности, поэтому она заказала из другого города с доставкой и забрала заказ из постамата (так что предъявить претензии на месте было некому). Когда принесла домой, оказалось, что даже упаковка уже подозрительная: надписи «съехали», целостность нарушена… Жанна решила открыть и поняла, что запах совсем не такой, как у оригинала, — точнее, вообще никакого запаха, просто вода с легкой отдушкой. Тогда она поняла, почему на сайте было написано «SALE», и вместо 30 тысяч рублей отдала всего 12 (хотя тоже немало!).
С претензией покупательница решила обратиться в розничный магазин той же сети. Однако менеджеры и консультанты отнекивались, говорили, что так оно и должно быть.
— Менеджер принесла тестер — он точно так же пах «ничем». Она мне сказала, что этот парфюм так и пахнет. Будто у него произошел ребрендинг, туда была введена молекула, которая усиливает запах тела. Короче, если вам не нравится этот запах, то имейте в виду, что так пахнете вы. Вот куда жаловаться, если они утверждают, что так и должно быть? Мы ведь не знаем, какой был последний ребрендинг, Европа нам не докладывает. Но я точно помню, что еще пару лет назад аромат был совсем иным!
Да, цена у подделки явно приятнее, но это не значит, что товар будет соответствовать своему качеству. В ситуации Жанны оказалось, что флакон легко раскручивается — стало быть, внутри может быть любая жидкость, подмену осуществить легче легкого. Отсюда можно сделать вывод, что лучше переплатить, чем потом разочароваться в товаре и лишний раз потратить деньги.
Такая же проблема может подстерегать покупателей декоративной косметики. В торговом зале — около шестнадцати фирм, но сразу бросается в глаза один, безумно похожий на ушедший с российского рынка «Мэйбелин». Упаковки практически идентичные: цвет, форма, оформление. Ценник гораздо ниже, чем у известной фирмы, что, скорее всего, связано не только с наценкой на бренд, но и с качеством. В составе ничего плохого не увидела, решила спросить у консультанта, почему же эта фирма так похожа на «Мэйбелин» и как к ней относятся люди.
— Мы тоже сначала удивились такому сходству. Почитали отзывы — в основном говорят, что это жалкая подделка. Людей сложно обмануть: хоть упаковка и похожа на «Мэйбелин», эту фирму не особо жалуют. Подходят, смотрят — и не берут. По пальцам можно пересчитать, сколько раз ее покупали, хоть и ценник не кусается.
— Много новых брендов косметики появилось после ухода проверенных?
— Да, конечно, надо же чем-то заполнять полки. Появилось много китайской косметики. Кому-то нравится, кому-то нет, но приходится выкручиваться. Начали чаще покупать товары белорусского производства, помады у них действительно хорошие. Правда, многие на запах жалуются.
— Какие еще ушедшие фирмы часто ищут покупатели?
— На какое-то время уходила популярная польская краска для волос. Вопросы о ней возникали так часто, что у меня появились мысли, будто других фирм вообще не существует. Однажды заходила женщина и спрашивала у абсолютно всех консультантов, почему ее нет в наличии, — ответ был у всех один: «Санкции». Сейчас поставки, к счастью, возобновили, но за время их отсутствия появились еще три новые фирмы красок для волос — не сказала бы, что они хуже.
В противоположном конце зала громко ругалась женщина: она держала в руках стиральный порошок в маленькой коробке и разговаривала с консультантом. Покупатели то и дело обращали на них внимание.
— Как это понимать?! Я всегда покупала именно этот порошок, он стоил семьдесят рублей, сейчас — уже дороже ста. При том, что он перестал отмывать даже слабые пятна, одежда пахнет ужасно, так эта гадость еще и подорожала! Почему?!
— Не мы отвечаем за цену товара, не хотите попробовать приобрести другой порошок? У нас есть более дешевые.
— Нет, я всегда покупала именно этот, не хочу пробовать ничего другого! Я им пользуюсь уже лет десять, многие пробовала, но устраивал только он. В прошедшем времени! Дочка тоже говорит, что цена кондиционера для белья поднялась на 100 рублей! Как так можно? Это же обычные бытовые вещи, скоро за туалетную бумагу будем половину зарплаты отдавать. Вот во времена моей молодости не меняли ценники каждый день! Цену печатали на товаре, и ни у кого не возникало вопросов, где же найти дешевле…
Женщина вложила в руки консультанта коробку порошка и спешно покинула магазин. Продавцы уже привыкли к подобному отношению покупателей. Девушка поставила коробку, устало взглянула на меня и ушла заниматься своими делами. Действительно, очень сложно найти товар, который полностью удовлетворяет твои потребности. Цены растут, а качество меняется, и не всегда в лучшую сторону.