Усталость от всего
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: ОЛЬГА КУЗЬМИНА. Вечерняя Москва
Вчера одна из российских социологических служб опубликовала результаты опроса, согласно которому 40 процентам сограждан самоизоляция принесла больше пользы, чем вреда. Пауза, на которую встало общество в связи с объявленной пандемией, позволила людям проанализировать свое состояние. Удивительно: оказавшись дома, многие начали ощущать усталость. Она проявляется, например, в апатии. О феномене усталости и разных ее видах мы сегодня и поговорим.
Специалисты полагают, что усталость — это норма, если только она не приобретает хроническую форму. А стать «хроником» может как отдельный человек, так и общество в целом.
Болезнь без присмотра
— Не будет никакого открытия в том, что современный человек живет в перенасыщенном информацией пространстве, что его внутреннее состояние формируют колоссальные инфопотоки, — рассказывает психолог Владимир Ковалев. — Но мне претит списывание абсолютно всех проблем на стресс и точка зрения, диктующая: убери стресс — и проблемы кончатся. Дело в том, что у всех разное отношение и к стрессу, и к последствиям, которые он сообщает. Вы, скажем, можете расстроиться из-за какой-то травмирующей ситуации, и переживать ее долго, а я в силу профессии способен проанализировать ее сразу, при появлении, а главное — оценить истинную степень возникшей проблемы и понять, стоит ли она переживаний. Именно для того, чтобы пересматривать свое отношение к частным возникающим ситуациям, люди и обращаются к психологам. Но общество в целом, как сложнейший живой механизм, опутанный взаимосвязями, погрязший в противоречиях и разнозарядности всех его членов, к специалистам на прием не ходит. Его лечат и уравновешивают власти, существующие социальные институты, но сегодня они, честно говоря, со своей задачей справляются не лучшим образом. Причем феномен социальной усталости общества характерен сейчас для мирового общества в целом, и в большей степени наблюдается даже в более развитых странах.
И это не оттого, говорит психолог, что «богатые тоже плачут» или «бесятся с жиру». Социальная усталость общества — комплекс причин, одной из составляющих которого является ментальность и накопленный исторический багаж.
— Если мы посмотрим на нашу историю, выяснится, что в начале минувшего века Россия до революции была примерно на пятом месте по экономическим показателям. В середине ХХ века СССР вышел на второе место после США, причем после разрушительной для Союза войны. Достижение таких показателей было возможно только в результате колоссальных усилий и невероятно высоких заданных темпов развития. Не будем забывать, какой скачок был совершен нашей страной в таких областях, как образование и здравоохранение. Но высокие скорости, какую сферу жизни ни возьми, непременно сопрягаются с внутренним напряжением тех, кто эти скорости обеспечивает. Когда нет баланса между степенью ускорения и внутренней устойчивостью к нагрузкам слишком высокой интенсивности, происходит выгорание — то есть теряется наработанный темп, проявляется усталость. Такой усталостью, как мне кажется, отличалось наше общество в 1990-х годах, и все психологические проблемы, возникшие у людей в тот период, упали на экономику, легли на нее, как масло на хлеб.
Те, кто даже мало-мальски знаком с физикой, безусловно, слышали термин «усталость материала», объясняет Ковалев. Так ученые обозначают процесс постепенного накапливания неких внутренних повреждений материала, которые в результате приводят к изменению его свойств. При нормальной эксплуатации такого не происходит или происходит очень не быстро. Примерно такие же процессы проистекают и в обществе, и они тоже растянуты во времени. В период застоя общество в определенном смысле отдыхало — не было крупномасштабных войн, Афганская война, как и ряд других военных конфликтов, проходила не на нашей территории. Общество развивалось по инерции, приобретенной за время социалистического «взнуздывания», но период перестройки на нем «пролететь» не получилось.
— Более того — именно накопленная социальная усталость в определенном смысле подтолкнула государство к гибели, — полагает Владимир Ковалев. — Ноги колосса так же «устали», как и любой другой материал, нещадно эксплуатируемый. И колосс рухнул.
Между тем социальная усталость снимается только специальными механизмами, которые поддерживаются и управляются государством. Если они не работают или работают недостаточно эффективно, возникают проблемы.
— В случае с нашим народонаселением, — поясняет Владимир Ковалев, — возникла другая проблема. Получив вожделенную свободу, наши люди не смогли с ней справиться, правильно ее реализовать. Наши люди начали ездить на Запад, сравнивать свой уровень жизни с уровнем жизни европейцев, расстраивались, прекрасно видя, в чью пользу в данной ситуации сравнение, и испытывали дополнительный стресс — ведь они и их родители работали всю жизнь, а и такого уровня не достигли! Социальная усталость общества текущего периода связана примерно с тем же, но уже на нашей почве происходящим: слишком сильным стало расслоение общества, слишком оторвалась от «низов» узкая прослойка олигархов. И эта социальная усталость будет избыта только в том случае, если произойдет — нет, не советского типа уравниловка, но все же сокращение материального разрыва. Думаю, это прекрасно знает руководство страны, ведь именно это прослеживается во всех последних установках.
Но если есть социальная усталость, то, возможно, есть и некая социальная закалка? Да, отвечает Ковалев. Внутренние резервы общества колоссальны. Чтобы быть сильным и обладать иммунитетом от массы внешних воздействий, ему нужно тренировать себя, поясняет психолог. Возвращаясь к термину «усталость материала», он говорит, что «уставшую» деталь меняют, в обществе же омолаживание происходит за счет здоровой конкуренции, разумного креатива и творчества, роста культурного уровня. А здоровое общество не боится никаких внешних воздействий и спокойно противостоит им.
— Понимаете, наши люди долгие годы были лишены даже важного для людей движущего чувства — патриотизма, ко многому стимулирующего, — объясняет Ковалев, — а ведь для людей важно знать и понимать, что ты живешь в «правильной» стране, которой имеешь право гордиться. Это мысли и ощущения членов здорового общества. Как бы кто ни говорил о том, что мало интересуется политикой, психологически на любого из нас действует отношение к нашей стране, особенно ее «внутренних членов». Либерализм и идеи уничижения страны разрушают не только веру людей в государство, но и их веру в себя. Под их влиянием они начинают думать, что относятся к людям второго сорта. Вон, мол, европейцы — да. А мы что? «Рашка».
«Вагон» неудач
Социальная усталость, поясняет Ковалев, может быть и личностной. Она накапливается с годами, но главное — имеет тенденцию нарастать и множить проблемы. Когда мы принимаемся депрессировать? Тогда, когда проблем становится слишком много. А когда их слишком много? Ведь бывает так, что человек впадает в полосу неудач и его давит «вагоном» проблем.
— Когда череда проблем концентрируется и перерастает в сознании в «черную полосу», человек говорит, в общем-то, кощунственные слова — «устал от жизни», — рассказывает эксперт. — И правда, в какие-то моменты может показаться, что мир настроен против нас: что-то не ладится на работе, дома начинается «бунт техники», да вообще «беда не приходит одна». Но проблемы — это неизбежность своего рода, они есть у всех, мы же с вами уже говорили, что все дело только в восприятии этих проблем. Ведь можно схватиться за голову, а можно заняться анализом. Что я делаю не так на работе? Ошибки можно исправить. Бунт техники — трудное дело, материально затратное, но ведь стиральная машинка и так отработала 15 лет, так чего вы хотели? Ссора с близким показывает, что по какому-то вопросу нет понимания, но ведь это повод расставить точки над всеми возможными «i» и убрать напряжение. Губительно чрезмерно концентрироваться на проблеме, раздувать ее, накручивать. Если же вам кажется, что вы просто «не способны ни о чем другом думать», то это заведомая ложь: если вы способны думать «только об одном» 24 часа в сутки, значит, можете думать и о чем-то другом, это лишь вопрос переключения внимания.
Оказывается, поясняет психолог, для многих из нас состояние психологической и моральной усталости — привычное и… любимое. «Мы не умеем быть счастливыми» — написал когда-то Юрий Нагибин. И это похоже на правду.
— Никто не отрицает, что в жизни человека могут быть серьезные проблемы. Но большинство из тех, которые мы культивируем как серьезные, на самом деле нами раздуваются. Нам нравится быть несчастными, угнетенными домочадцами и правительством, это привычное состояние мало кто на самом деле хочет изменить, поскольку оно дает некие преференции: в том числе позволяет себя пожалеть. Мы привычно крутим проблемы в голове, на самом деле не желая ничего менять, поскольку любое изменение — это пусть и временный, но выход из зоны комфорта, действие, требующее неких усилий, а иными словами — создания новых проблем, — констатирует Ковалев. — Куда проще оставаться внутри своего кокона. Но со временем вы поверите, что вы —лишь неудачник, который иного отношения и не заслуживает, впадая в отчаяние, начнете совершать еще более трагические по последствиям ошибки.
Если «усталость от всего» довела вас до крайности, нужно начать внутреннюю перестройку. Психологи советуют минимум трижды в день не мечтать о том, что вы любите, а делать это.
— Сейчас, в условиях работы на удаленке и самоизоляции, у нас много ограничений. Но они кончатся. Но даже сейчас можно сделать то, от чего вы получаете удовольствие, например почитать книгу, заняться вышивкой, посмотреть фильм, который вы давно мечтали увидеть, приготовить любимое блюдо и так далее. А когда карантинные времена пройдут, возможности расширятся. Поймите, то, что вы делаете с удовольствием, это может быть и работа или какая-то ее часть, — дарит вам энергию! Вы получили три удовольствия, а полученной вместе с ними энергии хватит на сто нелюбимых дел.
«Хроники» и примкнувшие к ним
Синдром хронической усталости (СХУ), рассказывает психолог, — это не придумка, а «печальная реальность наших дней».
— Но правда и в том, что безответственные СМИ превратили эту проблему в некий фетиш, диагностировать у себя СХУ стало модно, его преподносят как некий статичный сплин, тогда как это на самом деле проблема; правда, в серьезном варианте, когда требуется помощь терапевта или психиатра, она встречается не так часто, а в легком, «простудном» варианте присутствует у многих, особенно сезонно. Границы СХУ расплывчаты — это и не болезнь в чистом виде, но и явный признак нездоровья, по нижнему краю этих границ располагается усталость, астения, по верхнему — серьезная реактивная депрессия, при установлении которой мы, психологи, вручаем бразды правления психиатрам. Кстати, не так давно термин «СХУ» заменили — теперь по международной классификации это состояние трактуется как синдром нарушения познавательной способности, восприятия, эмоционального состояния и поведения. Но аббревиатурой СХУ еще пользуются.
Еще одна опасность синдрома, объясняет Владимир Александрович, в том, что он талантливо декорирует некоторые хронические заболевания, а при отсутствии психотренинга может развиваться по нарастающей. При лечении этого синдрома присутствуют некие особенности.
— Когда речь идет о раздражительности на фоне этого синдрома, связанного с остроболезненным переживанием своего состояния, то ее нельзя, например, снимать валерианой или пустырником, почему и нужен совет врача. Седативные средства только ухудшат ситуацию. У психиатров, например, основной принцип такой: они назначают лекарства, которые притормаживают возбуждение и возбуждают заторможенность. Но в случае с этим синдромом работают иные механизмы, что исключает самолечение! Осторожнее надо быть и с растительной аптекой, попытки привести себя в чувство женьшенем, лимонником или чем-то подобным в случае апатии по причине этого синдрома могут привести к обратному эффекту.
Хроническая усталость, рассказывает психолог, — это физиологическая реакция организма, которую наука объясняет формированием невроза так называемой ганглионарной нервной системы. Нынешний период — отличная возможность несколько перестроить свой внутренний режим и выйти из этого состояния.
— Пребывание дома дает возможность снять эмоциональное перенапряжение, связанное с работой, сбалансировать нагрузки, научиться получать удовольствия, переосмыслить свое отношение к реальным ценностям, в том числе к семье, — поясняет Ковалев. — Многие указывают на сложность долгого нахождения вместе, но при грамотном распределении ролей никакой опасности для семьи тут нет, наоборот — вам дан шанс ощутить себя командой, пройти через испытание вместе, понять ценность жизни друг друга. Сейчас стресс вызывает история с коронавирусом, но вам же дан в руки механизм противоборства данной ситуацией — выполнение предписаний и советов медиков. Оставаясь дома, вы можете восстановиться, заняться детьми, поиграть вместе в умные и интересные настольные игры, переделать огромное количество дел. Эмоциональная встряска данного периода нужна для того, чтобы иначе оценить свою жизнь и что-то в ней переделать, чтобы мысли об усталости от нее остались в прошлом, а проблемы начали решаться.
Выгореть душой
В последние годы ученые отмечали, что набирает тенденцию еще один вид эмоциональной усталости — так называемая compassion fatigue — усталость сострадать.
— Эту теорию разрабатывали американцы, и суть ее в том, что вследствие слишком интенсивного освещения трагических ситуаций СМИ, иными словами, педалирования происходящего негатива всех видов, аудитория «эмоционально выгорает» по отношению к жертвам тех или иных социальных проблем. Для россиян это не свойственно в тех случаях, если речь идет о масштабных катастрофах. Вспомните, как реагировали наши люди на затопление Крымска или трагическое наводнение на Дальнем Востоке. Но более мелкие, частные драмы, зачастую куда более близкие, людей часто оставляют равнодушными — они не могут пробиться через стену отчуждения, которую люди выстраивают вокруг своей души как защитный фактор. Для морально-нравственного состояния общества это не самый лучший штрих к портрету, это идет вразрез с христианскими ценностями, хотя поговорка «своя рубаха ближе к телу» была придумана не вчера. То, что произошло сейчас с миром, потребовало закрытия границ, но открыло границы для большего соучастия и сострадания одних людей другим и может качественно изменить картину мира в морально-нравственном плане.
Да, мы равнодушны к тому, чего не понимаем, слишком устали от плохих новостей и «тупеем» от постоянного нагнетания ситуации, устаем от сенсаций, воспринимаем социальные проблемы, но когда не видим их решений, то абстрагируемся от них, объясняет психолог. Перейдя так называемую пороговую точку насыщения, аудитория начинает нейтрально воспринимать даже самые трагические известия, теряя желание пытаться хоть как-то помочь в решении проблем.
— Мир загнал себя в уныние и зону социальной усталости, мы огрубели душевно от циничного раздувания желтых новостей, и в этом виноваты мы сами. Но поскольку нынешняя ситуация работает на отрезвление общества, в чем видится ее несомненный плюс, то общество получило шанс спастись в морально-нравственном плане. И мы все должны им воспользоваться.
В ТЕМУ
Социальная усталость — совокупность взаимосвязанных когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик представителей социальной общности, проявляющихся в резком снижении их способности выполнять свои социальные роли и функции.
АНЕКДОТ
Мужик жалуется Богу на жизнь: все не то и не так, на работе проблемы, с женой беда, и долги, и здоровье... Господь появляется и говорит: это все понятно, но ты мне вот что скажи — продлевать будем?
СПРАВКА «ВМ»
«Наркотизирующую дисфункцию» СМИ, то есть возможность потери с их помощью чувствительности к неприятным социальным проблемам и формирование апатии по отношению к ним, описали П. Лазарфельд и Р. Мертон еще в 1951 году. Термин был использован в исследованиях опустошенности, которую испытывают на работе те, кто профессионально оказывает помощь другим людям (врачи, соцработники). Так обозначалось снижение чувства сострадания по отношению к пациентам или клиентам, находящимся в трудном положении. Сейчас термин применяется вне данного контекста для описания снижения интереса общества к социальным проблемам.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.