ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 17, 2019

Битва за умы

Рейтинг: 0

Автор: МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ. Вечерняя Москва

Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что за нападения на танкеры в Оманском заливе 13 июня ответственен Иран. Основанием для обвинений политик назвал «данные разведки». Так на наших глазах разворачивается очередной информационный скандал, в ряду которых уже стоят «Дело WADA», «дело Скрипалей», «панамские офшоры».

Профессор МГУ им. Ломоносова Андрей Манойло — известный в России и Европе специалист по новой научной дисциплине «информационные войны». Корреспондент «ВМ» встретился с доктором политических наук, чтобы узнать, что стоит за «делом о панамских офшорах», «делом Скрипалей» или историей с «аргентинским кокаином».

— Андрей Викторович, когда возникла потребность изучать информационные войны в качестве научной дисциплины?

— В учебных организациях необходимость изучать формы психологического давления на противника возникла относительно недавно. Когда мы поняли, что Запад проводит в нашем отношении информационные атаки, появилась необходимость создавать систему, не менее мощную, чем та, что действует против нас. Сейчас идет процесс создания соответствующих служб внутри системы, но нужны специалисты. А их нет — слишком долго тема информационных войн существовала на уровне общих понятий.

— Что же требовалось: создавать с нуля всю науку или просто перевести учебные пособия «заклятых партнеров»?

— Запад свои методики не раскрывает. Технологии и схемы нам приходится «взламывать» уже в разгар их операции. Так мы сделали со стандартной американской схемой информационной операции. Мы ее вскрыли, выявили механизм в конце 2016 — начале 2017 года. Сама схема выкристаллизовалась в 2014-м. Тогда у США возникла потребность в немедленном разворачивании информационной войны из-за вхождения Крыма в состав РФ. Но до того такой острой необходимости не возникало, поэтому применявшиеся технологии обладали определенной степенью свободы вариантов. При этом американская и британская схемы далеко не всегда стыковались. Даже допускалась некоторая спонтанность реакций, импровизация.

У США информационные операции даже выступали одно время как вспомогательное средство, им не предавали такого значения, как стали после Крыма, когда они обнаружили, что Россию необходимо атаковать «немедленно»! Они создали стандартную схему, которая не дает сбоев, когда на основе повторения одних и тех же действий (вброс — пауза, вброс — пауза) подключается механизм коррекции и система обратной связи. Это позволило вскрыть, препарировать и оценить ее. Я говорю о скандале Panama papers, еще его называли «офшорный скандал» 2016-го года. Все последующие операции США, вплоть до двухэтапного «дела об отравлении Скрипалей» имеют в своей основе ту же самую схему.

— Многим памятна эта история, когда в разгар нашей операции в Сирии всплыли офшорные счета многих российских бизнесменов и чиновников...

— Ряд материалов этого дела мог быть подлинным. Сейчас «расследователи» оперируют некоей базовой фактической основой, которая, как правило, проверяема. Если бы там изначально все было бы чисто, если бы декларируемые цели организаторов из «Международного консорциума журналистов-расследователей» совпадали бы с подлинными, то картина была бы иной. Они бы попросту вывесили все материалы, которые стали им доступны, на сайте.

И не было бы заявлений о том, что они, мол, выкладывают только то, что уже сами проанализировали. А они выкладывали вбросы, куски. Это как выложить один пазл и по нему пытаться угадать, что изображено на всей мозаике. Второй, характерный для всех подобных операций, признак — преданонс. Когда «идеалисты»расследователи предупреждают с указанием точного времени, когда будет выброшена вторая (например) группа разоблачительной информации. А люди, взбудораженные преданонсом, сидят как на ниточках в ожидании. Они ведь ждут, что вброс будет против них. И эти ниточки легко обрезать.

— Вернемся к тому, как была проведена операция «Панамское досье»?

— В первой группе документов, разоблачающих русских политиков, чиновников или олигархов, не было. За одним маленьким исключением: виолончелист Сергей Ролдугин. У него нашли пару офшорных счетов и какую-то проводку между ними. Он попал в фокус внимания. И это — на фоне 146 крупнейших, известных европейских политиков с их трастами и фондами! Исключительно потому, что он — друг юности первого лица России. И вот на этой связи и раскручивался интерес к деньгам русских. Причем здесь участвовала и мировая пресса: она формировала цепочку от офшоров через Ролдугина к Путину и его окружению. Та операция интересна еще и тем, что долго казалось, будто удар наносят по президенту России. СМИ США предприняли колоссальные усилия, чтобы их читатель сам выстроил цепочку от офшоров до личности нашего президента. А для тех, кто тонкие технологии не понимал, ресурс «Викиликс» выпустил прокламацию, что, мол, по данным его секретных источников эта атака — именно на Путина. Весь 2016 год умело создавалось это впечатление. А затем выяснилось, что он был не главной мишенью, а второстепенной.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни