ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 21, 2019

В поисках ключа зажигания

Рейтинг: 0

Автор: Игорь Наумов, Владислав Гринкевич. Профиль

Как государство пытается найти новые пути для развития автопрома

Недавно Минпромторг запросил из бюджета 150 млрд рублей до 2025 года для защиты отечественного автопрома от «воздействия внешнеполитических рисков» (читай: от последствий западных санкций). Эти деньги предполагается пустить на локализацию производства автокомплектующих. Речь, в частности, идет о выпуске дизельного двигателя для легковых и легких коммерческих авто, а также узлов двигателя, шасси, тормозных систем, трансмиссии и пр. Ведомство уже подготовило проект специальной программы (в общей сложности 50–70 проектов) и направило его на согласование в Минфин. В качестве заинтересованных игроков называются Группа ГАЗ, КамАЗ, «Соллерс», АвтоВАЗ.

Угасающий импульс

Но дело не только в санкционных рисках – государство изо всех сил пытается дать новый импульс развитию отечественной автомобильной промышленности. Отрасль, в которой занято около миллиона человек и еще несколько сотен тысяч в смежных секторах, так и не научилась самостоятельно справляться с проблемами.

В 2018 году российский автопром продемонстрировал, казалось бы, уверенный восстановительный рост – производство легковых автомобилей увеличилось на 15,42%, грузовиков – примерно на 9%. Однако результаты первой половины текущего года свидетельствуют, скорее, о застое или даже падении. Но главное, что отрасль снова стоит на распутье – прежние драйверы и модели роста себя исчерпали, а новые пока не найдены. Один из важнейших, если не главный фактор развития отрасли последних лет, а именно: промышленная сборка сходит на нет.

Дело в том, что сроки соглашений, заключенных российским правительством с зарубежными автоконцернами и производителями комплектующих (в рамках постановлений 166 и 566), заканчивают свое действие. Тогда компании брали на себя обязательства по локализации производства в России в обмен на временные преференции при ввозе комплектующих. Но теперь Москва вступила в ВТО, а правила этой организации запрещают дифференцировать импортные пошлины и предоставлять льготы локальным производителям. Это значит, что ввозить готовые автокомплектующие станет проще и дешевле, чем производить их внутри страны.

Почему такой интерес именно к комплектующим? Как пояснил «Профилю» председатель комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Коссов, 70–80% добавленной стоимости автомобиля приходится на поставщиков автокомпонентов, и только 20–30% – это добавленная стоимость автопроизводителя, который разрабатывает автомобиль и производит сборку готового изделия.

Отмена компенсации импортных пошлин на запчасти, поставляемые из-за рубежа, неизбежно отразится на розничных ценах – в ближайшие два года новые автомобили, скорее всего, подорожают на 3–10%. В зоне риска окажутся в первую очередь бюджетные модели, поскольку их целевая аудитория традиционно болезненно реагирует даже на минимальное увеличение цены. Наихудшим вариантом развития событий, по версии эксперта Центра исследования проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) Олега Чередниченко, станет «сокращение объемов или же полное сворачивание производства в России того или иного бренда, как недавно поступил Ford».

В итоге пострадают моногорода или районы, «привязанные» к автопрому. На каждом автомобильном заводе работают несколько тысяч человек. Закрытие предприятия или даже сокращение количества смен означает массовое увольнение сотрудников, что чревато обострением социальной напряженности в регионе.

Сдержать рост цен на автомобили можно, снизив зависимость от импортных поставок, что предполагает максимально возможную локализацию производства автокомпонентов.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни