Теракты в Париже заставили политиков Европы взглянуть на проблему «внутреннего» терроризма под другим углом. И бюрократы, и эксперты признают, что борьба с экстремизмом потребует ограничения гражданских свобод, на которое в свое время пришлось пойти в США. Правозащитные организации предостерегают от использования терактов в качестве предлога для массового наблюдения за частной жизнью граждан.
Министры внутренних дел стран ЕС и США уже договорились активизировать обмен разведданными и усилить контроль внешних рубежей Евросоюза для реагирования на террористические угрозы. В числе обсуждаемых превентивных мер – также ужесточение проверок на внутренних границах ЕС, создание единой базы авиапассажиров и перехват телефонных и интернет-сообщений граждан.
Встреча министров прошла 11 января в Париже, спустя два дня после ликвидации исламистов, жертвами которых за три дня стали в общей сложности 17 человек. Инициативы правоохранителей нацелены в первую очередь на перекрытие потока боевиков, возвращающихся в Европу из горячих точек на Ближнем Востоке.
Задачу спецслужб усложняет тот факт, что теперь им приходится иметь дело не столько с внешними, сколько с внутренними угрозами. По предварительным данным, в настоящее время на стороне исламистов в вооруженных конфликтах в Сирии и Ираке принимают участие порядка 3 тыс. граждан Евросоюза.
Общее дело
В настоящее время в Шенгенской зоне, в которую входят 26 европейских государств, передвижение людей происходит максимально беспрепятственно. Это усложняет контроль спецслужб за перемещением «потенциально опасных» и «потенциально радикализированных» лиц.
Согласно действующему законодательству ЕС, при угрозе внутренней безопасности или общественному порядку пограничный контроль на внутренних границах между странами Шенгенской зоны может восстанавливаться на срок до 30 дней.
Для ужесточения проверок на внутренних границах блока потребуется внесение поправок в действующее законодательство. Главы МВД уже признали, что активизация антитеррористической борьбы может потребовать ограничения гражданских свобод.
Британский правозащитник Эмма Карр считает, что министры внутренних дел ЕС приняли неверное решение: «Это отвлечет ресурсы от целенаправленных разведопераций, когда у спецслужб и так не хватает средств для обработки имеющихся массивов информации».
«Необходимо усовершенствовать наше законодательство о перехвате коммуникаций. Мы не может допустить, чтобы при санкции на прослушку, данной лично главой МВД, современные формы коммуникаций остались вне поля зрения правоохранительных органов, если обратного требует чрезвычайная ситуация», – заявил британский премьер Дэвид Кэмерон.
Робберт Ханниган, директор Центра правительственной связи (GCHQ) Великобритании, в ноябре жаловался, что социальные сети отрицают свою косвенную причастность к распространению терроризма, и призывал их внести вклад в борьбу с экстремизмом.
Залезть в душу
За усиление и централизацию общеевропейской системы правопорядка высказался глава Европейского совета Дональд Туск. После терактов в Париже он пообещал, что «выступит перед депутатами Европарламента с призывом активизировать работу по введению системы поименного учета пассажиров (PRN)».
Эта система станет дополнением к существующей базе данных пограничного контроля и будет включать в себя детальную информацию о кредитных картах, маршруте следования и о том, какие блюда предпочитает пассажир во время обеда на борту самолета.
Ранее депутаты Европарламента скептически относились к подобным мерам, считая их нарушением европейских законов о защите персональных данных. «Они [власти ЕС] реагируют на страхи общественности ценой прав людей и принципа власти закона, – заявил тогда член фракции «Зеленые – Европейский свободный альянс» Ян Филипп Альбрехт. – Но это не поможет найти предполагаемых боевиков ИГИЛ».
Особенности национальной безопасности
План мероприятий по борьбе с терроризмом будет обсуждаться на встречах глав МВД и МИД Евросоюза в течение января, а также на саммите ЕС 12 февраля. Но уже в конце прошлого года многие из этих стран начали на национальном уровне повышать уровень борьбы с терроризмом.
В начале ноября по тревоге была поднята служба безопасности аэропортов Ларнака и Пафос на Кипре. Поводом послужили данные спецслужб о том, что террористы ИГИЛ планируют угон лайнера компании Cyprus Airlines. В те же дни полиция Кипра досмотрела в порту Лимасола подозрительный сухогруз, направляющийся в Сирию, но не нашла следов оружия или взрывчатки.
На Балканах пошли по пути ужесточения уголовного кодекса. В Македонии с сентября 2014 года за участие в войнах за рубежом гражданин страны может получить от пяти лет лишения свободы, рекрутеры – от четырех лет. Более жесткие поправки приняли в Косово: до 15 лет лишения свободы и лишение гражданства за аналогичные деяния. С августа в Сербии рекрутеры могут получить до 12 лет тюрьмы, а сами наемники – от одного года до пяти лет.
Бремя западного мира
Сравнение трагедии в Париже с терактом 11 сентября, которое проводят Туск и другие европейские политики, не совсем корректно, считает глава брюссельского отделения Фонда Карнеги Жан Тешо. «Это не 11 сентября, поскольку те, кто это сделал, выросли в самой Франции, – заявил он в интервью Businessweek. – Такого рода угрозу нельзя представить внешней, это борьба на внутреннем фронте».
По сведениям BBC, французские силовики обсуждают и принятие Патриотического акта, подобного американскому. Тем не менее в сентябре прошлого года в стране вступило в силу новое антитеррористическое законодательство, поэтому вместо очередного акта Париж, вероятнее всего, будет дополнять «старый». Среди уже действующих положений документа – запрет потенциальным боевикам на выезд из страны, перевод статьи о «прославлении терроризма» из закона о СМИ в уголовный кодекс, блокировка оправдывающих терроризм интернет-сайтов.
В октябре агентство Reuters сообщило, что власти Германии намерены отбирать персональные удостоверения (ID-карты) у граждан ФРГ, желающих примкнуть к ИГИЛ. По действующим законам немцы могут стать невыездными, если власти отберут у них паспорт. Однако они могут путешествовать по Шенгенской зоне и даже Турции, используя лишь ID-карту. Это особенно опасно, учитывая, что немало боевиков попадают на территорию ИГИЛ именно через турецкую границу.
Лондон пошел дальше и предложил лишать подозреваемых в терроризме британского подданства на срок от двух и более лет. На данный момент в рядах ИГИЛ находится свыше 500 наемников из Британии, их возвращение стало бы серьезной угрозой национальной безопасности. Однако против главы МВД Терезы Мэй, инициатора этого законопроекта, выступили некоторые ее однопартийцы-консерваторы: лишение подданства лишь по подозрению в терроризме серьезно нарушит гражданские права этих людей.