Фасады исторического здания украшают арбузы, земляника, морковь, виноград, кудрявые барашки, упитанные кабанчики, ретивые кони и другие красоты природы. Павильон № 58, построенный в 1954 году по проекту архитектора Алексея Тация, должен был стать символом богатства сельского хозяйства Украинской Республики Советского Союза. Реставраторы заботливо восстановили керамические плиты с барельефами, живописные панно и остальные декоративные элементы ажурной постройки. Одна из ярких примет павильона — ротонда в виде резной короны, или, как ее называют сами реставраторы, кокошника. Специалистам удалось сохранить и медные лепестки у подножия шпиля, который вновь венчает позолоченная звезда. Над входом в здание, как и больше полувека назад, «развевается» яркий герб советской республики. Для его реставрации использовали красную, белую, синюю и желтую смальту — по четыре оттенка каждого цвета. По архивным документам восстановили арку с символичным названием «Дары изобилия», вернули на место когда-то утраченные вазы, которые стоят по периметру здания, и сделали деревянные двери с декоративной резьбой и витражными окнами.
— По старым фотографиям вернули исторический цвет потолку, — приглашает заглянуть внутрь павильона представитель реставрационной компании Стефан Сычевский. По бокам гранитных ступеней стоят восстановленные и покрытые защитной краской «под бронзу» бетонные скульптуры стахановцев. — Оказалось, что он не насыщенно-синий, а небесно-голубой. Сегодня потолок двух больших выставочных залов, как и раньше, украшают гипсовые подсолнухи и колосья пшеницы. По периметру протянулся белый карниз с дубовыми листьями.
— Изначально капители на пилястрах тоже были белого цвета, — обращает внимание на бронзовое украшение выступающих из стен колонн Сычевский. — Однако при их расчистке мы обнаружили более ранние следы бронзянки, посоветовались со специалистами и решили воссоздать бронзовое покрытие.
Кирпичные пилястры, выкрашенные в терракотовый цвет, — не просто украшение выставочных залов. С их помощью специалисты сделали вентиляцию помещений: на них опирается надежный бетонный пояс, на котором стоит тяжелое оборудование. Реставраторам нужно было не только воссоздать исторический облик павильона, но и приспособить его к современному использованию. Заменили инженерные коммуникации здания, утеплили его. Теперь павильон сможет работать круглый год. Совсем скоро здесь разместится экспозиция музея славянской письменности.
— Чтобы тепло не уходило, нам пришлось перекрыть световой фонарь в круглом зале и установить дублирующий витраж над входом, — говорит Стефан Сычевский, останавливаясь перед красочным витражом «Переяславская рада». Над его реставрацией специалисты колдовали не меньше трех месяцев.
До наших дней витраж сохранился чудом. По словам специалистов, он мог упасть и разбиться в любой момент, рассыпаться от малейшего прикосновения.
— Если присмотреться, можно увидеть: витраж состоит из прямоугольных сегментов, которые поделены на маленькие части, скрепленные между собой свинцовым профилем. Вот этот профиль больше чем за полвека пришел в негодность — перестал держать стекла, — пояснил Сычевский. Реставраторы полностью разобрали витраж и отправили его в мастерскую. Там стекла расчистили, отмыли, восстановили фрагменты утраченной живописи и заменили свинцовую опору. И только после этого, покрыв все защитным слоем, аккуратно вернули на место.
Не менее кропотливой оказалась работа по восстановлению многоцветного пола, выполненного в итальянской технике терраццо. Не имея прочного основания, к моменту реставрации исторический пол в буквальном смысле пошел волнами и покрылся трещинами. Специалистам пришлось, взяв за основу оригинальные образцы, заново воссоздать уникальный мозаичный рисунок.
— Вот так же они выглядели и раньше, — заверяет Стефан Сычевский. — Мы не убрали и не добавили от себя ни одного сердечка или цветочка.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Емельянов, руководитель Мосгорнаследия:
— У фасадов павильона «Земледелие» потрясающий декор. Сверху на каждом из четырех углов здания установлены бетонные скульптуры девушек в венках, облицованные золотой смальтой, а перед входом со стороны фонтана «Каменный цветок» установлены две памятные стелы, а также скульптурные группы «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства».