ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 25, 2024

Пить Байкал или убить

Рейтинг: 0

Автор: Владимир Ворсобин. Комсомольская Правда. Москва

Пить Байкал или убить? Именно так встал вопрос вокруг самого большого и чистого озера земли. Разрешить на его берегах стройку и вырубку или не сметь трогать, обрекая местных жителей на существование, как в XIX веке? Эти противоположности схлестнулись в схватке прямо сейчас. Кто прав? И выживет ли в этой битве сам Байкал?

ОТЕЦ ЗАКОНА, СЫН ПОПРАВОК

Маленький кабинетик Госдумы. На карте изогнутой береговой линией, как Чеширский Кот, улыбался древний философ Байкал. В его зеленой бороде еще сохранившейся тайги застряли, словно мусорные крошки, города, поселки…

Рядом - фотография Юрия Тена, депутата Госдумы 90-х годов, автора закона «Об охране озера Байкал». И пока этот железный закон Юрия Тена действует, рубить и строить в заповедных зонах Байкала нельзя. Как бы Человеку ни хотелось.

Под фотографией, в думском кресле, сын - Сергей Тен.

Когда-то, студентом, он забегал к папе сюда, на работу… Сергей - автор поправок в «железный» закон покойного отца. Их вот-вот примут. И вырубать леса Байкала будет можно.

- И отец бы меня понял! - хмуро спорил с кем-то сын. А я и не возражал.

Для экологических активистов Тен-младший теперь - демон. Горячие головы утверждают, что чуть ли не убийца Байкала. И это, конечно, не так.

Тен - фигура смелая, трагическая.

Я сочувственно смотрел на него. Взгляд депутата был прикован к телевизору.

- Оппоненты кричат, что, пользуясь поправками, Байкал вырубят. Чушь! Да, закон отца защитил озеро от коммерсантов-беспредельщиков. Но как можно сравнивать бардак 90-х с тем, что сейчас?! - возмущался он. - В России давно наведен порядок! Кучу людей посадили за вырубку леса - в последний раз начальника Восточно-Сибирской дороги! Поймите, чем дольше не принимаются поправки к закону о Байкале, тем больше для озера возникает угроз.

Я сидел тихо. Депутат спорил не со мной. Он спорил… с телевизором.

ЗАЩИТА ФЕТИСОВА

В телевизоре без клюшки, но с грозным лицом сидел заклятый оппонент Тена - легендарный защитник сборной СССР по хоккею, а ныне председатель Всероссийского общества охраны природы, депутат Вячеслав Фетисов (Тен записал эту телепередачу и крутил для меня). Фетисов атаковал соперника прямо через экран, словно желая припечатать к борту.

- Эти деятели (авторы поправок. - Авт.) проталкивают свой законопроект, чтобы вырубить байкальские леса! И застроить их, - чеканил он. - Ламы сказали: не трогайте Байкал. Шаманы сказали: не трогайте. Ученые сказали: категорически нет. А они проталкивают! Подумайте - зачем? Как можно этого не понимать?

- А давайте забор вокруг Байкала построим, натянем колючую проволоку, - в ответ взорвался Тен и вырубил пультом Фетисова. - Давайте всех выселим, чтобы БТР ездил, охранял... Говорить, что Байкал - главная ценность, а людей можно и выселить, - это же другая крайность! Людей жалко!

Тен раскинул передо мной карту экологической битвы за Байкал, на которой впору рисовать красные и синие стрелки.

И приговаривая: «Чтобы отремонтировать федеральную автодорогу Иркутск - Чита, надо немного срубить», «Чтобы в озеро не попали шесть миллионов тонн отходов ЦБК Байкальска, для селезащиты нужно чуть вырубить», «А как же противопожарные разрывы?!», «Деревням для кладбищ нужно место» (предлагается разрешить передачу земли из лесного фонда), «А десять тысяч жителей, оставленных без документов на жилье?!» (предлагается разрешить частную собственность на землю), Тен все глубже погружал меня в историю, которая раньше казалась местечковой.

Я действительно не понимал, как от пары срубленных деревьев, например, для строительства линии электропередачи или дороги, или от передачи в личную собственность какой-то избушки может пострадать махина с 20-процентным мировым запасом пресной воды?!

- Именно! - поддерживал меня автор поправок. - Местные жители не могут оформить документы на собственный дом! Не могут совершать сделки - они запрещены. Из-за «птичьих» прав не могут даже оформить материнский капитал! Но людям же жить как-то надо! 140 тысяч человек проживают в «цезе» (ЦЗ - Центральная экологическая зона защиты Байкала. - Авт.). Фетисов говорит: ничего, мол, зато в России - 140 миллионов. Мол, Байкал - их общее достояние. И что? Пусть местные мучаются? Поймите, люди устали!

И все-таки история мне сразу показалась подозрительной.

Она началась со звонка из Академии наук.

- Примут во втором чтении - и все! Тогда будет поздно, - предупредил научный руководитель Института водных проблем, академик Виктор Данилов-Данильян (мы давно знакомы по борьбе РАН с разного рода мошенниками).

- Что - все? - интересуюсь причиной паники.

- Они отравят Байкал! Это я вам как ученый говорю. Им нужен только повод!

- Кому - им?!

Так я и оказался у Тена.

А потом полетел в Иркутскую область и Бурятию. К людям, которые, как утверждают законодатели, устали так с Байкалом жить.

* * *

Утренний туман Ольхона… Синий Чеширский Кот играл пушистыми клубками облаков, обволакивал запахом ветра, утешал, убаюкивал. А я думал: «Способно ли Человечество хоть что-нибудь не испортить?»

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни