В России планируют внедрить единые стандарты и стоимость предоставляемых управляющими компаниями (УК) услуг. Речь, в частности, идёт об уборке подъездов, уходе за дворами, ремонте, содержании лифтов. Также власти усилят контроль над ценами на обслуживание и содержание жилья. Вопрос в 2023 году должны проработать Минстрой, ФАС и Минэкономразвития, следует из проекта плана реализации Стратегии развития стройотрасли до 2030-го (есть у "Известий"). Сегодня единых правил обслуживания и управления домами нет, цены нередко завышены, а начисление платы за ЖКУ непрозрачно. Новые правила помогут бороться с махинациями и улучшат качество услуг УК, считают эксперты.
В 2023 году власти собираются внедрить в России единые стандарты по управлению и обслуживанию многоквартирных домов. Речь идёт о таких услугах УК, как уборка подъездов, уход за двором, текущий ремонт, содержание лифтов и т.д. Согласно проекту плана реализации Стратегии развития стройотрасли до 2030 года, вопрос должны проработать Минстрой, Минэкономразвития и ФАС.
Также в стране усилят контроль над ценообразованием в этой сфере - запланировано совершенствование соответствующих механизмов. "Известия" направили запросы о ходе разработки инициатив в перечисленные ведомства, а также об оценке мер - в Госстандарт.
В ФАС проекты нормативных правовых актов от Минстроя пока не поступали, сообщили "Известиям" в антимонопольной службе. В случае поступления ведомство рассмотрит их и даст оценку, добавили там.
Не менее 70% жалоб граждан, которые поступают депутатам, связаны с ЖКХ, рассказал член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский. Все УК работают по-разному, и отсутствие чётких стандартов приводит к тому, что люди платят одну и ту же сумму, а получают абсолютно разное качество услуг, из-за чего подчас ухудшается состояние домов, пояснил депутат.
- На законодательном уровне мы ведём работу по исправлению этой ситуации, чтобы гарантировать гражданам получение качественных услуг. Выполнение работ по установленным стандартам должно иметь понятную стоимость, и тогда жильцы будут знать, за что именно платят, - пояснил Александр Якубовский.
Сегодня в принципе сложно отличить одну УК от другой по спектру деятельности, отметил эксперт Народного фронта Павел Склянчук. По его словам, через десять лет после введения в 2013 году лицензирования этого бизнеса кардинального улучшения работы УК так и не произошло. Нередко жильцы оказываются в руках дельцов, которые специально демпингуют цены, чтобы их выбрали, получив таким образом доступ к финансовым потокам за услуги ЖКХ.
- Введение, условно, пятизвёздочной системы качества помогло бы собственникам более разборчиво выбирать УК. Например, пять звёзд будет значить, что дом обслуживается компанией быстро и качественно по адекватной цене, а две звезды - дорого, долго и некачественно, - сказал Павел Склянчук.
Стандарты по управлению многоквартирными домами (МКД) есть и сейчас, но в них изложены противоречащие друг другу требования, заметила директор НП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая. Единый стандарт должен исключить противоречия и ввести нормы для неурегулированных сегодня ситуаций. Они помогут качественнее обслуживать жильё от эконом до элит-класса, считает эксперт.
Существующие правила не зависят от класса жилья и его расположения, но это сильно влияет на стоимость эксплуатации, что необходимо учесть в новых стандартах, добавил Павел Склянчук. Для отрасли это долгожданный документ, который направлен на решение таких важных вопросов, как, например, разграничение текущего и капитального ремонтов, уточнила Татьяна Вепрецкая.
Эксперт комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Дмитрий Гордеев, напротив, считает, что установка единых стандартов по управлению и обслуживанию МКД не приведёт к улучшению услуг, а будет только способствовать удалению с рынка конкурентов "дружественных" власти управляющих организаций, а также росту коррупции в отрасли. По его словам, настоящие профессионалы и сейчас знают технологии работы с учётом технических конструкций домов и климатических особенностей.
С момента появления Жилищного кодекса РФ в начале 2000-х годов на федеральном уровне не было подготовлено ни одного методического документа, позволяющего экономически обосновать стоимость содержания жилья и установить плату за это, сказал генеральный директор Центра муниципальной экономики и права Борис Хмельников. Более 90% УК совершает финансовые ошибки и допускает административные нарушения при управлении многоквартирными домами, добавил Павел Склянчук.
- Крайне важно разработать механизмы оценки соотношения цены и качества управления домами. Необходимо стимулировать УК внедрять энергосберегающие технологии во время текущего ремонта, что поможет снижать плату за ЖКУ. Не исключено, что прозрачные механизмы ценообразования позволят замотивировать жильцов инвестировать в развитие и модернизацию своих домов, -полагает заместитель руководителя юридического департамента федеральной компании "Этажи" Сергей Чужаков.
Сейчас расценки УК утверждаются на общем собрании собственников квартир и привязаны к квадратному метру жилой площади дома, напомнил эксперт. Зачастую УК сложно добавить в стоимость услуг по управлению домами зарплаты работников, индексацию ставок в соответствии с инфляцией. Все эти вопросы нуждаются в нормативном совершенствовании, поскольку рядовому гражданину непонятно, почему и за что он должен платить УК, добавил Павел Склянчук.
- Нужны строгие правила ценообразования по всем необходимым видам работ, минимальные размеры платы для содержания общего имущества. Важным новшеством должно стать выделение стоимости текущего ремонта в платёжке: сегодня он зачастую проводится на средства, не потраченные на другие работы по содержанию, -сказала Татьяна Вепрецкая.
Плата должна устанавливаться индивидуально для каждого дома с учётом его реального технического состояния и быть экономически обоснована, то есть соразмерна определённому стандарту управления, добавил Борис Хмельников. Пока порядок наведён только в регулировании ФАС тарифов на коммунальные ресурсы (свет, воду, отопление), но рынок управления жилыми домами по-прежнему вызывает массу вопросов у граждан, подчеркнул Павел Склянчук. Поэтому Минстрою нужно внедрять стандарты качества и более прозрачную модель ценообразования стоимости таких услуг, считает эксперт.
В то же время нельзя регламентировать всё, и властям стоит подумать о том, как создать конкурентную и открытую среду в сфере ЖКХ, предупреждает общественный деятель в сфере ЖКХ Грант Агасьян. Государство должно создавать такую среду, в которой бизнесу было бы интересно работать эффективно и предлагать свои услуги дешевле и в лучшем качестве, чем у конкурентов, добавил он.