Человеком, который сегодня в России принимает все главные решения и отвечает за них, является Владимир Путин, нравится это кому-то или нет. Сегодня у него день рождения. О президенте России в изменяющемся мире мы говорим с известным историком, писателем, автором восьми книг о Путине Роем Медведевым.
Любой политик, занимающий высший государственный пост, представляющий страну за рубежом, отвечающий за применение в случае необходимости военной силы, по-настоящему одинок. Министры, советчики и докладчики, разумеется, нужны, но тяжесть решения все равно ложится на одни плечи. Что бы сегодня ни говорилось, но лидерам СССР и России приходилось брать на себя гигантскую ответственность за принятие очень острых решений — от Ленина и Сталина до Хрущева, Брежнева и Ельцина. А когда Горбачев спрятался за спины генералов и соратников во время ввода войск в Баку, разгона толпы саперными лопатками в Тбилиси и штурма телецентра в Вильнюсе, он окончательно потерял нити управления страной — и она распалась...
— Сегодня западные страны и США в экономическом, идеологическом противостоянии с Россией сосредоточились персонально на президенте Владимире Путине. И когда они объявляют санкции, то подчеркивают, что в первую очередь это удар по «друзьям Путина». Именно против президента направлено острие атак. Что они хотят нам сказать таким образом, к чему подтолкнуть?
— Прежде всего — заменить Путина более приемлемой для Запада фигурой. Я эти настроения, высказываемые довольно откровенно, ясно ощущал не раз во время моего общения с западными политиками, журналистами. При этом мне говорили, что Запад устроил бы человек типа Григория Явлинского.
— При котором Крым уж точно не вернулся бы в состав России.
— Да, человек, близкий Западу, не стал бы этого делать. На Западе понимают, что сегодня многое в России держится не на всем правящем классе, а персонально на фигуре Путина.
— Так в истории СССР и России уже бывало.
— Разумеется. Личная власть Путина заметно возросла в последнее время, и именно это не устраивает наших недоброжелателей. Хочу сказать и о том, что Путин не управляется Западом — и именно поэтому он становится неприемлемой фигурой для них. Он не прислушивается к советам американского президента, как это делал Ельцин. Не будем забывать, что тот же Клинтон мог позвонить Ельцину и подсказать нужное американцам решение. Нынешний российский президент упрямо настаивает на принятии решений, свободных от влияния извне. Он считает, что Россия имеет собственные национальные интересы, и будет их защищать.
Беда наших оппонентов заключается еще и в том, что среди нынешней российской оппозиции они не видят фигуры, на которую можно сделать ставку, подпитать и подготовить к борьбе за власть. Ни Навальный, ни Удальцов, ни Немцов, ни Касьянов на эту роль, по их мнению, не годятся. На той же Украине такая фигура нашлась в лице Петра Порошенко. Он сразу занял доминирующее положение, оттеснив Юлию Тимошенко. А ведь еще в марте, сразу после выхода из тюрьмы, фактическая власть в стране была в руках у этой энергичной дамы. И Яценюк, и Турчинов, и Аваков — все это ее люди. Сегодня они от Тимошенко отошли. Такова логика политической борьбы. Американцы и ЕС сделали ставку на Порошенко, потому что знали: он управляем, а украинцам будет казаться, что он способен на компромиссы. Но у российской оппозиции сегодня даже такой фигуры нет. Сама она разобщена и едва ли способна выдвинуть из своих рядов хоть сколь-нибудь значимую фигуру. Это ее крах — по крайней мере на сегодняшнем этапе.
— Наверное, это плохо. В каждой стране должна быть оппозиция, тогда и развитие общества будет происходить энергичнее. Это подстегивает власть, заставляет ее прислушиваться к голосу народа, посмотреть, оценить себя критически.
— Когда ситуация складывается, как это происходит сейчас, при обострившемся противостоянии Запада и России, возникает отчетливый образ врага. И здесь оппозиции становиться на сторону врага, озвучивать его точку зрения просто рискованно — так можно оказаться и в пятой колонне.
— Многие полагали, что события на Украине, введенные санкции позволят оппозиции возвысить свой голос, вывести на улицы протестующих. Но подавляющее число россиян поддержали политику Путина. Не считая отдельных представителей «креативного класса» вроде Макаревича. Почему так?
— Трудно поддерживать страну, которая планомерно утюжит тяжелой артиллерией, боевой авиацией и танками своих граждан. Это же очевидное военное преступление. Поэтому российские оппозиционеры оказались в изоляции даже от собственных же сторонников. При этом популярность Путина значительно повысилась. Что, в общем-то, весьма необычно для 15-го года нахождения у власти, да еще и в разгар острого конфликта. Обычно в такой ситуации лидеры теряют популярность, а он ее увеличил. Но это означает одно: Путин действовал и действует в интересах России, и это понимают подавляющее большинство наших граждан.
— По существу сразу же, как только Путин стал президентом, началось его противостояние с российскими олигархами, которые полагали, что управлять страной должны они, поскольку деньги правят миром. Что происходит на этом фронте сейчас? Арест Евтушенкова — это новая волна выстраивания олигархов?
— Евтушенков, конечно, фигура серьезная, но никаких массовых посадок нет и не предвидится.
— А может, власть опасается фронды со стороны российского бизнеса? Ведь он уже сейчас несет ощутимые потери.
— Бояться олигархата нечего. Я бы разделил этих людей на две части. Одни из них стали олигархами еще до Путина. Это Потанин, Прохоров, Авен, Дерипаска, Фридман, Березовский, Гусинский, Ходорковский. Часть из них, как вы понимаете, — люди из прошлого. Вторая волна олигархов не участвовала в залоговых аукционах. Это Усманов, Ротенберг, Тимченко, ряд других, которые приобрели влияние и значение после прихода Путина к власти. Они сделали свое состояние в период экономического процветания при Путине. И те и другие ведут себя в высшей степени лояльно. Признаков борьбы между властью и олигархами я не вижу. Это скорее спокойное взаимосуществование.
P.S. В 1984 году молодой режиссер Владимир Хотиненко снял приключенческий фильм «Один и без оружия». Герой фильма внедряется во враждебную среду и на решающую встречу приходит один и без оружия. Владимир Путин сегодня тоже действует в крайне враждебной для России среде. Но он не один. И с оружием.