Впрочем, так думают не все. После поражения в Сольне сразу понеслись "старые песни о главном". Нет, не о главном тренере (хотя и о нем тоже – недоброжелатели Станислава Черчесова при первом минимальном поводе не могли не активизироваться), а о безнадежности сборной и ее способностей в целом. О потемкинской деревне, выстроенной к ЧМ-2018 и после него якобы тут же рухнувшей. О том, что подобного июню-июлю этого года больше никогда не будет.
И национальная команда для этих не таких уж и малочисленных граждан просто превратилась в себя настоящую – видимо, они этого с нетерпением ждали и с каким-то даже облегчением констатировали, а то происходившее ранее как-то не вписывалось в их систему координат. И если сейчас все встало на свои места, можно закрыть глаза на отсутствие четырех ведущих футболистов, да далеко не только их…
Убежден, что одна из самых больших проблем нашей страны – это негативное мышление. Заложенное на какой-то подсознательный уровень желание многих добить и подтолкнуть в пропасть, а не помочь подняться – даже когда люди заслуживают обратного. Стремление сделать акцент на плохом, когда этого вполне можно избежать.
Давно замечено: кто видит мир в черном цвете, для кого стакан всегда наполовину пуст – тот по жизни проигрывает. И если на фоне ЧМ-2018 находится множество людей, которые после первой же локальной осечки с удовольствием начинают оттаптываться на сборной, – значит, они тянут ее за собой, вольно или невольно желая ей, команде своей страны, вернуться на исходные позиции. А ну, мол, на место, выскочки!
Еще одна наша извечная проблема – мы живем только сегодняшним днем и видим исключительно его. Отсюда и излишняя резкость в суждениях (сборной это отчего-то касается особенно), и неумение вписывать тот или иной матч в общий контекст, рассматривать его как "миг между прошлым и будущим", а не как нечто самоценное и абсолютное.
Категорически с этим тезисом не согласен. Как раз таки мы обязаны отбрасывать в сторону сиюминутные эмоции и отделять главное от второстепенного. Невозможно ставить на одну доску ЧМ-2018, подаривший счастье миллионам людей, и один матч Лиги наций – нового турнира, не обладающего пока не то что репутацией чемпионата мира или Европы, а вообще каким-либо престижем. Хотя и доказавшего целым рядом блестящих встреч (разделение на лиги – классная идея!) право на жизнь.
Тем более при ближайшем рассмотрении выяснилось: "подстраховочную" дорогу на чемпионат Европы через Лигу наций поражение в Швеции для нас абсолютно не закрыло. Россия – первая в очереди из вторых мест в лиге В. Кстати, еще один пропущенный гол в Стокгольме – и стала бы второй, поскольку Австрию мы опередили лишь по числу забитых мячей. Вон сколько нюансов.
Получается, что в случае неудачи в отборе на Евро-2020 возможность попасть туда через черный ход для России практически забронирована. И единственное, что мы реально потеряли, – это возможность в следующем цикле Лиги наций встречаться с топ-сборными.
В шведском поражении даже есть определенная польза. Оно напомнило, как "призрачно все в этом мире бушующем". Мы посмотрели на группу немногое умеющих, да еще и тяжело передвигавшихся по полю футболистов, и в памяти сразу всплыло, каким было отношение к национальной команде до ЧМ-2018. Осознали, насколько зыбка вся та мучительно построенная тренерским штабом конструкция, под которой нет по-настоящему серьезного выбора игроков. Уже на самом чемпионате мира нащупали единственно успешное их сочетание, а после того, как в контрольном матче далеко не оптимальный наш состав разгромил чехов, многие отчего-то решили, что найден победный рецепт, не зависящий от уровня футболистов.
Но так не бывает, что доказал ноябрь. Черчесов – не алхимик, чтобы поставить на поток превращение обыкновенных камней в золото или серебро. Когда имелись отличные условия и время для подготовки, в распоряжении был месяц, не имелось вала травм (кроме центра обороны) – он выжал даже больше максимума. Но в сложившихся сейчас обстоятельствах помочь России скорее могли турки, чем мы сами. Не произошло, увы, ни того ни другого.
Чтобы сборная вышла на стабильно высокий уровень, весь футбол, вся система подготовки игроков в стране должны выдавать качественный продукт. Но его нет, и от этого идет натурализация, за которую тому же Черчесову сейчас достается. Был бы реальный выбор – не привлекались бы в сборную ни Нойштедтер, ни Рауш, ни Ари, ни Гильерме. Мариу Фернандес – уже совсем другая история. Такое же исключение, связанное с высоким мастерством, как Диегу Коста в сборной Испании.
На флангах обороны не вышли даже третьи номера
Утверждая, что мы заслужили право закончить этот год совсем иначе, я упустил из виду одну важную деталь. Разве менее логичным итогом даже не года, а пары последних лет стала победа в группе шведов? Откровенно говоря – намного более логичным. Каркас у этой команды куда прочнее и долговечнее, чем у нас.
Напомню. Команда Янне Андрессона вышла из сложнейшей отборочной группы, с будущими чемпионами мира французами и голландцами. Последние остались вообще без мирового первенства. А все разговоры насчет того, что у оранжевых поколение не уродилось, осенью в Лиге наций развенчал своей работой Роналд Куман. Кстати, Францию во всем великолепии ее состава на той же "Френдс Арене" шведы за год до московского триумфа победили – 2:1.
Затем в стыках они прошли не кого-нибудь – Италию, оставив вслед за трехкратным финалистом чемпионата мира за его бортом и четырехкратного чемпиона. А уже в России не выпустили (хотя в очном матче и уступили) из группы еще одного четырехкратного, да еще и действовавшего на тот момент чемпиона – Германию. Да и грохнуть в последнем матче в группе Мексику со счетом 3:0, а затем в 1/8 финала скромно (1:0), но пройти Швейцарию – дорогого стоит. Остановили скандинавов в четвертьфинале лишь англичане.
Против России на "Френдс Арене" вышел состав, очень близкий к тому, что был у шведов на чемпионате мира. Семь человек из четвертьфинальной основы, Лустиг, с той же Швейцарией начавший с первых минут, а на Англиюдисквалифицированный, Мартин Ольссон, сыгравший полчаса против англичан. Из ключевых людей отсутствовали только травмированный Форсберги закончивший карьеру в национальной команде Тойвонен.
А теперь сравним с Россией.
Первое. Из 14 человек, участвовавших в матче со Швецией, 9 (64 процента!) не включались в заявку на ЧМ-2018, еще один (Лунев) находился там в запасе, а Ерохинлишь дважды вышел на замену. Основным футболистом можно назвать только Дзюбу, полуосновными – Газинского и Кузяева, которые как раз претендовали на одну позицию.
Второе. Среди тех, кого сейчас вызвал на сбор Черчесов, были лишь 8 из 23 (!) членов заявки российской сборной на чемпионате мира, причем у пятерых из них (Лунев, Семенов, Миранчуки, Ерохин), вместе взятых, в активе там один матч в стартовом составе (Алексей Миранчук с Уругваем).
У Швеции же 20 ноября на поле вышла, по сути, та же команда, что добралась до четвертьфинала ЧМ-2018, а у России – другая. Вообще. При том что две равноценные сборные нам брать неоткуда.
Если посмотреть на ситуацию глубже, тут вопрос не только в отсутствии "первых номеров" – Мариу Фернандеса, Зобнина, Головина и Черышева. Хотя, конечно, это тоже очень важно, потому что на этой четверке строилась огромная часть созидания (да и Дзюба вернулся после травмы, подозреваю, на морально-волевых и уровня времен ЧМ показать никак не мог, хотя очень старался). Не говоря уже об Акинфееве с Игнашевичем и Жиркове, еще трех ключевых исполнителях в России-2018, – но тут уж что закончилось, то закончилось. Да и к Луневу вопросов, причем во всех матчах, меньше, чем к кому бы то ни было из сменщиков ключевых игроков.
Проблема еще и в том, что в распоряжении Черчесова помимо "первых номеров" не имелось и многих других важных фигур. Например, Кудряшова. Между прочим, единственного человека, который за прошлый и этот год в сборной в совокупности провел больше 20 матчей – 22. Из защитников по этому показателю вторым идет Жирков с 15 встречами, но он выступления за сборную уже завершил. Кстати, спешу сообщить: после той самой травмы, которую Юрий получил на чемпионате мира, он уже приступил к тренировкам, начал беговую работу и некоторые упражнения (правда, пока не все) проводит вместе с командой.
В случае же с Кудряшовым важно даже не количество проведенных матчей, а его вариативность. Когда нет Федора сборная, пожалуй, лишается опции на игру в три центральных защитника, где он лучше других исполняет функции левого центрального. При переходе же на два – смещается на левый фланг.
В Швеции без закончившего в сборной Жиркова и травмированных Кудряшова и Рауша команда осталась вообще с нулем левых защитников, а опцию с тремя центральными (которую при живом Кудряшове и необходимости сделать ничью, вполне допускаю, Черчесов активировал бы) реализовывать было просто некем. В итоге слева вышел Набабкин – правша и номинальный правый защитник. Да, в ЦСКА он порой оказывается слева, но тоже не от хорошей жизни. А Щенников прибыл в Стокгольм в пожарном порядке, с командой, по сути, не тренировался, черчесовских принципов построения футбола не знает. Ставить его с корабля на бал в основу было крайне рискованно, потому что там нет и не может быть взаимопонимания с партнерами. Рассуждать иначе способен только человек, который никогда не общался с тренерами и для которого футбол равноценен игре в "Футбольный менеджер".
С правшой Набабкиным в роли левого защитника сборная России осталась без шанса на приличные навесы и прострелы с левого фланга. При Рауше, тоже невеликом мастере, они по крайней мере присутствовали бы. В итоге Дзюба, а затем и Заболотный остались без подносчиков патронов с одного из двух краев.
Справа же в отсутствие не только Мариу Фернандеса, но и Смольникова с Петровым, а также после перевода Набабкина налево не осталось иного выбора, кроме Игнатьева. А это, пусть и интереснее в плане подключений, – всегда опасность получения мяча за шиворот и взорванного фланга обороны: сколько раз в "Локомотиве" такое происходило! Тренеры соперников иной раз даже не скрывают, что делают на это ставку.
То есть как слева, так и справа в обороне у России не вышли не то что первые, а даже третьи номера. Невозможно требовать от Набабкина, чтобы он играл слева на уровне Жиркова, а от Игнатьева, чтобы он держал высочайшую планку, установленную Мариу. Как Россия через последнего выходила из обороны и на ЧМ-2018, и после! А в Швеции просто осталась без этого ресурса. Со стороны возможными вариантами для усиления (и то со временем, конечно) этих позиций в будущем с точки зрения возраста и потенциала выглядят Скопинцев слева и Караваев/Рассказов справа.
Кокорин с Мамаевым: Бутырка вместо Стокгольма
Про центр обороны уже многое и давно сказано. Однотурнирная (хотя и очень красивая) история с Игнашевичем, поднявшая на тот период и уровень Кутепова, не могла решить проблему на перспективу. Сергей закончил, а Илья, к сожалению, получил травму, которая не позволила ему зацепиться за взятую тогда высоту. Несколько месяцев без футбола – это автоматический откат на прежние позиции, что мы пока и видим по игре Кутепова в РПЛ. С другой стороны, теперь знаем и его потенциал. Но сколько времени потребуется на то, чтобы вновь до него допрыгнуть?
На сегодня наш единственный центральный защитник стабильного, качественного уровня – Джикия. Нойштедтер со Швецией смотрелся намного лучше, чем с Германией (впрочем, хуже – некуда), но если вспомнить еще и контрольный матч с Францией, то напрашивается вывод: как только соперник классный, футболист "Фенербахче" не тянет. Семенов – на подстраховке, но он, мягко говоря, не юн и вряд ли сможет выйти на новые рубежи.
Ждем возрождения Кутепова и прогресса Сорокина, который уже в сборной, а также армейца Чернова. Процесс выздоровления Васина сильно затянулся: травмировались они с Джикией в течение одной недели, Георгий уже пять месяцев как в строю, а Виктора не видать. Факт, что на этой позиции даже с первыми номерами проблемы.
Совсем другим в Швеции по сравнению с привычным оказался и центр поля. Два железобетонных места на мировом первенстве и после него оставались за Зобниным и Головиным – всесторонне обученными игроками с хорошей техникой и огромным объемом работы (разве что с последним пасом и ударом у Зобнина проблемы, но на его позиции можно и без них обойтись). Даже когда Головин в октябре приехал в национальную команду не в лучшей форме, то за счет технического арсенала оказался способен отдать две голевые передачи в матче с Турцией. А вечный двигатель Зобнин – выжечь напалмом все пространство от штрафной до штрафной, не давая покоя никому и никогда. Газинский с Кузяевым на ЧМ-2018 сделали свое дело качественно, но они претендовали там на одну позицию, да и их ноябрьская форма (особенно Газинского) не такая, как в предыдущие месяцы.
А без Зобнина и Головина прессинг – важнейшее оружие Черчесова при условии хорошей функциональной готовности – в разы теряет в эффективности.
Следующее – хорошо поставленный удар. То, что из наших игроков группы поддержки Дзюбы есть у Черышева с Головиным – и больше, пожалуй, ни у кого (удивительно ли, что именно они востребованы за границей?). А двух наших легионеров в Швеции не было.
Зато выходил Ионов, смазавший по верному моменту в Лейпциге и Сольне, но по крайней мере задействованный в командной игре. Но сделать гол из ничего, как тот же Черышев, он объективно не способен. И еще – Полоз, появление которого в стартовом составе можно назвать сколь неожиданным, столь и не сработавшим решением Черчесова(еще одним мне кажется выход на замену Заболотного). Заметим, кстати, что ни один, ни другой, ни третий на ЧМ-2018 не присутствовали даже в заявке.
Это у немцев Йоахим Лев мог оставить за бортом мирового первенства (за что, кстати, потом получил приличную дозу критики) Сане, который у нас играл бы по 90 минут всегда. И то, что в тройку форвардов бундестим теперь постоянно входят Сане и Гнабри, которого тоже не было на ЧМ, говорит лишь о том, насколько огромен выбор у главного тренера сборной Германии. У нас же появления Ионова и Полоза свидетельствуют скорее о том, что Черчесову в команду приходится не выбирать, а набирать.
Отсюда же и приглашения, и выходы на замену Ари с Заболотным. Понятно, что, когда наберет кондиции Смолов и выйдет на новый уровень Чалов (не нужно преувеличивать роль его невыхода на сей раз – нужно подождать и потерпеть), Черчесов сам будет рад вызывать не (в одном случае) возрастных и натурализованных (во втором) форвардов с очень ограниченными с технической точки возможностями, а россиян, которые многое умеют и находятся не на закате карьеры.
Таким после "крестов" мог быть и Кокорин, но человек – сам хозяин своей судьбы. Даже если ему повезет избежать реального срока и к следующей весне он вернется в "Зенит", в его перспективах в сборной у меня есть огромные сомнения. Даже если по игре Александр и будет национальной команде соответствовать. Любопытно, кстати, смотрел ли нападающий в Бутырке матч Швеция – Россия? Телевизоры в камерах есть, Первый канал – надо думать, тоже. Или время встречи режиму не соответствовало? Ловлю себя на ощущении, что все эти слова дико произносить. Но это – реальность, и, кроме себя, Кокорину (а также Мамаеву) в ней винить некого.
А ведь с таким составом, как сейчас, вероятность их попадания в основу в Стокгольме была бы очень большой…
Сборной-2018 – пожизненное спасибо
Результаты сборной России в 2018 году подарили нам место во второй корзине жеребьевки отбора Евро-2020, которая состоится 2 декабря. И это хорошо – ведь с 24 участниками чемпионата Европы в финальный турнир, который пройдет в более чем в десятке стран, выйдут по две команды из каждой группы. Да и из первой корзины можно получить, например, Польшу, которая как-то обскакала в таблице коэффициентов Германию. А с учетом еще и "запасного аэродрома" в Лиге наций нужно сильно постараться, чтобы не попасть на Евро.
Так или иначе, подводя итог завершившемуся году сборной России, нужно просто сравнить ожидания прошлой зимой с тем, что мы в итоге получили. И если уж после этого вы брюзжите или исходите желчью – значит, окружающим от вас надо держаться подальше. Видеть недостатки, ждать и требовать лучшего – это одно, и это правильно. А вот не быть благодарными за ту радость, которую отнюдь не гениальные футболисты вам подарили, играя для вас от всей русской души, – нельзя так. Нельзя принимать как должное то, что на самом деле стало большим человеческим и спортивным преодолением.
Может, вы просто забыли. 32 года, с 1986-го, нашей команды не было в плей-офф чемпионата мира, а когда такое последний раз происходило – это была сборная из 15 сборных, подавляющее большинство в которой составляли украинцы. Только тогда, кстати, мы забили на ЧМ больше, чем сейчас, и то на один гол, – 12 против 11. 48 лет, с 1970-го, мы не играли в четвертьфиналах мирового первенства, в котором победили лишь однажды в истории. А теперь впервые добрались до пенальти…
И вот это, проигранная серия 11-метровых сборной Хорватии, кровоточит до сих пор. И нет-нет, а тревожит душу мысль: эх, пройди мы тогда в полуфинал...
Да, все было очень близко к тому, чтобы сказка стала еще сказочнее.
Но пусть все ограничилось четвертьфиналом, память о тех волшебных днях у нас никому и никогда не отобрать. Она останется с нами навсегда.
И за это – пожизненное спасибо сборной России-2018. Которое не будет стерто никакой Швецией и никакой Лигой наций. И вообще ничем, что бы ни было дальше.