С осени 2020 г. потребительские цены выросли в России в среднем на 8%. Фрукты-овощи стали дороже на все 25%. Среди лидеров роста товаров, необходимых для производства, — стройматериалы. Кирпич уже дороже на 85–90%, металлические трубы — на 130%. Трудно найти цены, которые не подпрыгнули.
Банк России — главный государственный орган, отвечающий за регулирование инфляции. А главный используемый им для этого инструмент — повышение ключевой ставки, на которую ориентируются коммерческие банки, привлекая деньги на депозиты и выдавая кредиты. С марта этого года ЦБ повышал свою ставку уже 6 раз. Сегодня она составляет 7,5% годовых, тогда как год назад, после длинного весеннего локдауна, была опущена до 4,25%. И ЦБ намерен продолжать повышение. По его прогнозу, в 2022 г. возможно и 8,3%. А возвращение к нейтральным 5–6%, как дала понять Набиуллина, произойдёт не раньше середины 2023 г.
Что важнее?
Казалось бы, какое дело до этих финансовых индикаторов миллионам людей, которые пашут и строят? Но чем выше ключевая ставка — тем дороже в стране заёмные деньги. И тем труднее решать задачи, которые требуют занимать средства, — например, на покупку машины, квартиры, открытие своего маленького дела. Большому бизнесу становится труднее запускать масштабные проекты, понижается потребительский спрос. Ухудшаются условия для создания рабочих мест и роста зарплат. Но и рост цен замедляется, на что как раз рассчитывает ЦБ, цель которого снова понизить инфляцию до 4% в год.
«Если главное — законсервировать нынешнее положение, то, безусловно, нужно биться за низкую инфляцию, не считаясь с потерями. Но если приоритет — рост доходов населения и более равномерное развитие территорий, то денежно-кредитная политика должна быть другой», — высказался по поводу политики ЦБ миллиардер Олег Дерипаска, ратующий за низкую ставку.
«Опаснее всего стагфляция, когда инфляция сопровождается застоем в экономике, а заработки людей не перекрывают рост цен», — обращает внимание профессор Высшей школы экономики, президент Столыпинского клуба Евгений Коган.
При этом год назад ЦБ ставку снижал и инфляции не боялся. Ставки по вкладам тогда упали ниже некуда, за что люди со скромным достатком, хранящие свои сбережения в банках, тоже не сказали спасибо ведомству Набиуллиной. Больше того: правительство объявило льготную ипотеку на новостройки, и спрос на квартиры оказался таким высоким, что, как подсчитали в Центробанке, жильё в России за 1,5 года с начала пандемии подорожало сильнее, чем за предыдущие 7 лет, — на 39%. Почему власти действуют так непоследовательно?
«Год назад были другие угрозы. Важно было поддержать потребительский спрос и деловую активность, подавленные локдауном, — отмечает директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ им. Ломоносова Олег Буклемишев. — Льготы поддержали тогда не только строительство, но и смежные отрасли экономики. Раскрутка инфляции в 2021 г. во многом стала неожиданностью, и среди её причин рост спроса на новостройки не доминирует. Главный вклад внёс рост мировых цен на продовольствие, а также повсеместные ковидные ограничения, спровоцировавшие подорожание товаров в России».
Кредитный зигзаг
Так или иначе, разворот в государственной кредитной политике в ближайшие полтора года осложнит решение жилищной проблемы. Ведь теперь и цены на квартиры высокие, и низкие ипотечные ставки исчезли. По данным корпорации ДОМ.РФ о рыночных предложениях 15 крупнейших банков, к 21 ноября средневзвешенная рыночная ставка по ипотеке на новостройки выросла до 9,03%, по ипотеке на вторичку — до 9,39%, по рефинансированию кредитов — до 9,12%. И эксперты обещают, что без учёта льготных программ в 2022 г. стоимость ипотеки скоро вновь превысит 10% годовых.
«Вырастут ставки и по потребительским займам. Средняя минимальная ставка по ним сейчас 9,36%, средняя максимальная — 17,53%. И может стать выше ещё на 2–3%. Поэтому не стоит откладывать в долгий ящик покупки, для которых нужны заёмные средства, — советует руководитель антиколлекторского агентства „ОФИР“, кредитный юрист Данила Михалищев. — Решаясь на кредит, важно трезво оценивать свои финансовые возможности. Мы уже заметили, что количество исков банков к заёмщикам, оказавшихся не в состоянии оплачивать ипотеку, резко выросло. Даже по сравнению с предыдущим кризисом 2015 г. их больше раза в четыре».
«Я ожидаю роста числа личных банкротств. Людям, столкнувшимся с денежными проблемами, будет сложнее оформлять новые кредиты, покрывающие старые. Не всем будут по карману новые более высокие ставки», — прогнозирует Коган.
Тревожит рост закредитованности граждан и Центробанк. Госдума приняла уже в третьем чтении закон, вводящий для банков лимиты по выдаче потребительских кредитов, оформляемых без залога. И в очередной раз планируется законодательно снизить аппетиты микрофинансистов. О таком намерении Набиуллина также сообщила в Госдуме, и уже готов депутатский законопроект, понижающий максимальную ставку МФО с 1% до 0,8% в день.
Подарок инвесторам
Для тех же, у кого есть сбережения, ближайшие полтора года должны стать удачными. Проценты по вкладам снова начнут перекрывать инфляцию. «Средние ставки по рублёвым депозитам установятся в районе 7% годовых. После того оттока вкладчиков, который случился в 2020 г., банки будут предлагать им условия чуть выгоднее, чем раньше», — полагает инвестиционный советник консалтинговой компании «ПФО Холдинг» Руслан Исмаилов.
Продемонстрировала намерение подтолкнуть банки к повышению депозитных ставок и Госдума, предложившая ЦБ создать специальную комиссию. Но у Центробанка нет полномочий, чтобы заставить банкиров платить вкладчикам больше. Единственный путь, по мнению Набиуллиной, — развитие конкуренции, совершенствование антимонопольного регулирования банковского сектора. Но такой путь небыстрый.
В нынешней ситуации надёжная и доходная альтернатива вкладам одна — рублёвые облигации, которые тоже можно приобрести через банк. «Центробанк сделал настоящий подарок тем, кто хочет получать гарантированный доход, — оценивает ближайшую перспективу Коган. — По государственным облигациям уже сейчас можно спокойно иметь до 8% годовых, по корпоративным — в среднем до 10%. Это точно выгоднее, чем вкладывать свободные деньги в покупку квартиры, сдача которой в аренду принесёт только 3–4%. Надёжнее всего покупать облигации с погашением в срок до 3 лет».