Дети мигрантов и школа — словосочетание, у любого сходу вызывающее кучу эмоций. Потому что если они не знают русского языка, то парализуют занятия всего класса, тянут назад успеваемость, как раскрывшийся за самолетом парашют. А, бывает, еще и сбиваются в стаи, задирают других учеников… И вот, спустя много-много лет разговоров, власти решились на большую перемену. Госдума таки приняла закон, запрещающий брать в школу детей, не знающих русского.
Но что делать с теми, кто провалит тест по русскому языку? Отправлять на родину? Оставлять безнадзорными на улицах? Ответы на эти вопросы разные, но у всех - радикальные.
Кто обрадовался грядущим переменам, а кто, наоборот, — разбирался наш спецкор.
Мигранты в России прошли длинный путь — от фиктивных браков, "резиновых" домов и строительных бытовок до съема нормальных квартир и даже покупки собственного жилья. Естественно, плюс-минус устроившись, мигранты стали заводить (или перевозить с родины) семьи, детей. И в некоторых школьных классах вдруг оказывалось Вань и Саш едва ли не меньше, чем плохо понимающих русский Мехмедов и Исламов.
Шли годы, но никакой госпрограммы по обучению малолетних мигрантов русскому так и не появилось. Зато дети появляются и появляются. И без русского им — никуда. Как учить математике или физике ученика, который учителя не понимает? А если таких учеников в классе пять? Учителя порой воют от бессилия, а родители вынуждены переводить детей в другие школы, где нет такого наплыва чужеземцев.
В 2024 году за наведение порядка с миграцией в России, наконец, взялись решительно. Закрыли все конторки, торгующие сертификатами о владении русским, а их организаторы под судом. Запретили фиктивные браки, ужесточили контроль продажи сим-карт и много чего еще. На очереди — школа...
Спикер Госдумы Вячеслав Володин уже запустил у себя в телеграм-канале голосование: правильно ли запретить принимать в школы учеников, не знающих русский? 90% ответили, что правильно. За пару суток под постом засветились 10 000 комментариев:
«Пусть учатся у себя на родине, а не здесь за наш счет».
Но были в этом кострище и рациональные вопросы: «А что с миллионами мигрантов, которые уже здесь, делать будете?»
Действительно, что? Тем более, многие уже получили гражданство РФ. А кроме таджиков и киргизов в Россию сейчас активно поехали и семьи с Запада. Путин даже спецуказ издал, облегчающий приезд таким «идеологическим беженцам» - немцам, американцам... А еще есть ливанцы, кубинцы, сирийцы. Их детей тоже не брать в школы?
- Сейчас по всему миру великое переселение народов. Это не остановить. Поэтому я против того, чтобы выгонять таких детей из школ, иначе они начнут кучковаться, создавать свои гетто и уличные банды, - считает заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. – Я еще в 2012 году говорил, что одной из новых компетенций учителей и воспитателей детсадов должно стать преподавание русского как неродного. Сейчас в стране не налажена система такого обучения. Да, появились уроки в Москве, в Санкт-Петербурге, и они показывают свою эффективность (дети быстро учатся языку). Но в других городах ничего подобного нет! Отсюда и агрессия родителей и общества, потому что, ничего не понимая на уроках, дети начинают компенсировать это, объединяясь в плохие компании. И не лучшее решение — их отсеивать и выгонять. Их надо переучивать. А перед этим — придется переучить учителей!
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ
А пока школы по всей России справляются или не справляются с новыми вызовами по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», появились и волонтеры-сподвижники. Например, проект «Перелетные дети», который существует вот уже 8 лет и за это время выучил русскому тысячи детей. Учителя сами нашли спонсоров, сами организовали классы и набрали учеников.
- Первые пару лет мы буквально по рынкам ходили и раздавали листовки, звали детей учиться, - рассказывает куратор проекта Анна Орлова. – Потому что многие не ходят в школу вообще, у них какая-то своя реальность, оторванная от нашей! Да, есть закон, по которому в школу должны принимать всех. А теперь будет закон, что без русского языка не возьмут. Но скажите, разве это нормально, если ребенок живет тут, в России, и не ходит в школу? Разве это не опасно? Он ведь уже среди нас.
Сейчас по рынкам учителя-сподвижники уже не ходят. В группе и так нет мест.
- На сегодня у нас учатся 300 детей. Две московские библиотеки дали помещения для уроков, есть и онлайн-классы для детей из других городов. Плюс есть субботняя школа на базе лицея «Ковчег XXI век». Все обучение у нас бесплатное!
- Дети каких национальностей у вас учатся?
- Самых разных, не только из ближнего зарубежья, хотя их, конечно, большинство. Есть иранцы, ливанцы, африканцы, пакистанцы, сирийцы. Была даже дочь посла Венесуэллы. В прошлые годы кубинцев было много, родители их приехали на работу в колл-центр какой-то и остались. Был мальчик из Нидерландов. В этом году много таджиков.
- Почему?
- Потому что после теракта в «Крокусе» к ним стало больше внимания. Они стараются, чтоб вопросов к их детям при поступлении в школу не было.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ДЕТИ
Я приехала на урок «Перелетных детей» в библиотеку Некрасова, у станции метро «Бауманская». Уроки тут 4 раза в неделю по 4 часа в кабинете на 5 этаже. Выглядит он как обычный класс: парты, на доску учитель выводит картинки — на них кот, море, книга, шапка… А напротив - слова.
- Давай, Рафик, выходи к доске.
Рослый, кудрявый подросток из Ирана в модных джинсах старательно читает по слогам, а после соединяет нужные картинки со словами. Первым он опознал мяч. Естественно, он же мальчишка! А вот осла не сразу осилил, подсказывали с задних парт. 10-летняя таджичка Янна все фотографирует на телефон, чтобы дома еще раз повторить незнакомые слова.
- В начале года они еще не читали, а теперь - какой прогресс! И это сейчас в классе остались те, кого надо подтянуть, остальных я уже отпустила, - делится педагог Ольга Комарницкая. - Скоро уже будут Пушкина читать. Дети быстро все схватывают.
- Каким национальностям сложнее дается русский?
- Арабам. У них алфавит вообще же другой. А вот таджики быстро схватывают, у них буквы такие же. Да и в семьях там русский помнят. Узбеки хорошо знают наш язык. В Киргизии его в школах учат.
- На уроках не хулиганят ученики?
- Нет! В целом, восточные дети старательные. А учитель для них авторитет. Я сама росла в Ташкенте, знаю этот менталитет.
- У нас часто на занятия ходят мамы с младшими детьми, потому что оставить их негде, - добавляет Анна Орлова. – В итоге эти малыши даже быстрее старших детей начинают разговаривать, сразу на чистом русском! Если интенсивно заниматься, то максимум через полгода ребенок уже готов идти в обычную школу. Любую!
- Вы, Анна, как сами относитесь к новому закону об обязательном тестировании на знание русского перед зачислением в школу?
- Хорошо отношусь! Но только если будут предложены «приветственные классы», где дети смогут изучать язык страны, в которую приехали. Так во всем мире делают. Наш проект - такой класс и есть. Методики мы уже давно обкатали. Опыт за 8 лет наработали колоссальный. Мы и в министерство писали, и в школы, что готовы им делиться. Берите - пользуйтесь. Но никто не заинтересовался. И сейчас вот с этим законом, я боюсь, что запретить то запретят, а альтернативы не дадут. А дети - это дети! Сколько раз я видела слезы у них, когда в школу не берут. Они мечтают учиться, дружить, быть в России своими.
- Некоторые депутаты предлагают им сначала учить язык у себя на родине. Или вообще не приезжать, пусть родители поработают и уезжают обратно.
- Это значит, лишить ребенка права жить в семье. Папы и мамы же не на вахту на 2 недели сюда едут. И не от хорошей жизни. И потом, мы же живем в мегаполисе, не в деревне. В любом большом городе на Земле идет смешение национальностей. Назовите хоть один мегаполис, где такого нет?
МНОГИЕ УЧИТЕЛЯ ОБРАДОВАЛИСЬ
А тем временем, еще до принятия закона, в школах уже начались реальные действия.
- Нас собрали на педсовет и попросили составить списки детей, которых надо протестировать на знание языка. Даже тех, кто по документам гражданин России, - рассказала мне учитель русского одной из подмосковных школ. – Я из своего класса никого в это список включить не могу, все язык уже освоили.
- Как учителя отреагировали на такие новшества?
- По-разному. Многие обрадовались, что успеваемость улучшится, дисциплина подтянется. Но есть и переживающие за тех, кто не сможет пройти тест на русский. Куда их выгонять? И что там будет за тест? Сложный или нет? У меня есть в классе русский мальчик, который так пишет, что таджики отдыхают. Говорит, у него врожденная безграмотность. Его мне тоже включать в список, что ли?
- Многие родители не хотят, чтоб их дети учились в «интернациональных классах». В вашей школе как?
- По-разному. Но обычно такие настроение витают в начальной школе. К средней, когда и дети и родители уже передружились, таких проблем меньше. Там уже дети с нерусскими фамилиями учатся не хуже других. Все прекрасно сдают ЕГЭ, один мой ученик Ислам сейчас учится на летчика. Другой Махмед выиграл олимпиаду по химии.
Другой педагог, из Химок, тоже подтвердила мне информацию о готовящемся тестировании.
- И очень правильно, что его проводят! - говорит она. - Некоторых детей и их родителей это подтолкнет подтянуть знания. Есть такие, которые в школу ходят для галочки, учиться им не интересно. Так может под угрозой отчисления возьмутся? А то приехали, и права качают. У нас школе был мальчик, пришел в 6-й класс, ни слова не знал по-русски. К концу года начал говорить, а вот писать, читать так и не научился. Я устала объяснять маме, что надо взять репетитора и подтягивать язык. Они ничего они не делали. Хотели отчислить, но родители уговорили директора дать ему доучиться до конца года, обещая, что летом отправят его домой. В мае они и правда забрали документы, но в августе снова их подали через Госуслуги. И он снова в школе! Хулиганит, на уроках ничего не делает. Только другим мешает.
Закон еще только принимался, а Минобразования с депутатами уже работали над тестами для детей мигрантов. И глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев заявил: «Если хочешь, чтобы твои дети получали в этой стране образование, они должны знать язык». Только о классах по обучению русскому иностранцев, не слышно. Из думовцев такое предложил лишь знаток Анатолий Вассерман, и то уточнив, что это его личное мнение.
ОТ АВТОРА
Шлагбаум или плавильный котел
Мигранты – тема не простая для любой страны. Каждая справляется как может - где-то строят лагеря для беженцев, или расселяют их по национальным кварталам, в которых люди варятся в собственном соку. Россия выбрала самый сложный путь – интеграция чужеземцев в наше общество. Уже четверть века к нам едут и едут работники из соседних стран, но такое чувство, что мы в начале этого пути. Потому что интеграции толком не выходит. У мигрантов в наших городах все чаще встречаются кафе, парикмахерские, спортзалы «для своих».
Вот и закон о «русском тесте» для детей мигрантов можно что дышло — повернуть в любую сторону. Если хотим, чтоб лишние люди от нас уехали, нужно просто этот закон вводить и ничего не делать — он сам все порешает. Как шлагбаум. А если хотим интеграции тех, кто уже приехал в Россию, то к этому закону нужны подготовительные классы для детей мигрантов. И тогда он будет работать уже как хорошее березовое полено под плавильным котлом наций. Ведь каких-то 40 лет назад такой котел вполне себе работал, мы были братьями, практически. По историческим меркам это вообще вчера…
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Сколько вообще детей иностранцев в России?
Точных цифр ни у одного ведомства нет. Даже Ирина Яровая, возглавляющая группу депутатов, работающих над мигрантскими законами, жаловалась, что им самим пришлось выяснять. «По нашим данным на сегодня в школах учатся 209 000 детей иностранцев. Еще 14 000 приехавших в Россию несовершеннолетних до школы так и не дошли…»
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Был «против» лишь один
В законе, который Госдума приняла практически единогласно — 409 «за» и лишь 1 «против» - ничего не сказано про «подготовительные классы». Как и про то, что делать детям, которых не приняли. Просто «не допускаются к обучению».
В законе говорится:
«2.1. Иностранные граждане принимаются на обучение... при условии предъявления документа, подтверждающего законность их нахождения на территории РФ, а так же при условии успешного прохождения на бесплатной основе тестирования на знание русского языка.
2.2. Методическое обеспечение тестирования… а также определение минимального количества баллов... осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (то есть, министерством образования. - Авт.).
2.3. Лица, не прошедшие тестирование на знание русского языка... не допускаются до освоения образовательных программ».