ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 23, 2018

Фармацевтика пошла на поправку

Рейтинг: 0

Автор: Алексей Афонский. Профиль

Мировые производители лекарств прочно осели в России, и здесь им, похоже, только рады

Все больше зарубежных фармацевтических компаний предпочитают локализацию производства в России обычным поставкам. Что это дает корпорациям, государству и потребителям, как сочетается с политикой импортозамещения и протекционизма, не страдают ли цены и качество – разбирался «Профиль».

Бизнес для ленивых…

В начале марта фармацевтический филиал американской Johnson&Johnson компания Janssen договорилась с российским «Фармстандартом» о начале производства на уфимском заводе препарата нового поколения для лечения туберкулеза «Сиртуро» (бедаквилин). Присутствовавший на мероприятии министр промышленности и торговли Денис Мантуров отчитался, что теперь только три из 38 международно запатентованных препаратов от туберкулеза не выпускаются в России.

Тогда же ассоциация «Калужский фармацевтический кластер» рассказала о прошлогодних успехах. За 2017‑й ее резидентам удалось увеличить выпуск продукции сразу на 67%. Не последнюю роль в этом сыграли немецкая Berlin-Chemie и британско-шведская AstraZeneca, локализовавшие производство на территории Калужской области.

Это лишь немногие примеры того, как зарубежные фармацевтические гиганты переносят свое производство в Россию, поближе к потребителям. Степень локализации может быть разной. В отдельных случаях российский партнер отвечает только за упаковку препарата, а где-то берет на себя полный цикл.

«Способов действительно очень много, – говорит директор по аналитике компании RNC Pharma Павел Расщупкин. – Упаковка – самый элементарный из них. Но и того, что попадает под определение полного цикла, тоже великое множество. Бывает так, что российская компания предоставляет свои производственные мощности и получает за это арендные платежи. Но не получает ни прав, ни возможности реализовать готовую продукцию. То есть отдает все произведенное иностранному правообладателю, чтобы он продавал через своих дистрибьюторов. Ее название фигурирует на коробке и в инструкции сбоку в качестве непосредственного изготовителя. Этот подход также часто называют контрактным производством».

Иностранная компания при этом помогает российскому партнеру: предоставляет технологии и производственный опыт, которые можно использовать в дальнейшем, консультирует. Некоторые даже инвестируют в строительство сборочных линий, целых цехов и заводов. Договоры о таком сотрудничестве заключаются на определенный срок, в России это чаще всего десять лет.

«Это целый отдельный бизнес. Многие фирмы специализируются на том, что ничего не разрабатывают сами, а просто предоставляют свои линии. И делают наценку на каждую упаковку лекарства – от 10% и до 50%», – добавляет гендиректор российского филиала исследовательской компании IMS Health Николай Демидов.

По его словам, зарубежная компания может не арендовать чужие мощности, а купить или построить свои. В каком-то смысле это удобнее, потому что так легче добиться соответствия своим требованиям и нуждам. Так поступила немецкая Stada, выкупившая заводы в Нижнем Новгороде (вместе с предприятием «Нижфарм») и Калужской области.

Правда, Stada специализируется на дженериках и даже называет себя родоначальником их серийного производства. Этим словом, которое у многих россиян ассоциируется с низким качеством, называют чужие разработки, которые по истечении срока патента (обычно 20 лет) может выпускать кто угодно. А значит, тут речь идет о локализации того, что российские фармацевты смогли бы производить и самостоятельно. Но статистика все равно положительная: в 2013–2016 годах в России было открыто семь фармацевтических заводов с иностранным капиталом.

В таких случаях с лекарствами происходит примерно то же, что и с автомобилями. Машину, произведенную по лицензии на калужском или петербургском заводе, с виду невозможно отличить от привезенной из Германии, Кореи или Японии – выдать происхождение могут только документы. От обычного переноса производства в регион с дешевыми ресурсами такая практика отличается только одним – конечным потребителем. Товары, сделанные в Китае или Юго-Восточной Азии под международным брендом, потом развозятся по всему миру. Выпущенные в России лекарства рассчитаны в первую очередь на наших соотечественников (и только потом стороны задумываются о последующем экспорте).

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни