"Мне нечего надеть".Фраза, превратившаяся в мем, на самом деле не так противоречива и шутлива, как кажется на первый взгляд. «Сколько раз нам случалось не найти «ту самую» одежду для различных поводов, будь то вечеринка, деловой ужин или встреча с друзьями, – замечает философ Розелина Салеми (RoselinaSalemi). – Один наш взгляд безжалостно отвергает весь гардероб. Шкаф полон, и все же... не хватает именно той одежды, которая нужна сейчас. Если при этой душераздирающей сцене выбора еще и присутствует ваш партнер, он не стесняясь подтрунивает. Он не понимает... Но мы знаем, что в данный конкретный момент ни одна кофточка не выражает нашу сущность».
ГРАНИ «Я»Нами овладевает минутная растерянность, которая через мгновение улетучится, или более глубокое переживание, возможно, даже кризис: мы себе не нравимся, что-то происходит, меняется жизнь или мы сами, и шкаф не успевает за нами. Кажется, что если мы подберем новые вещи, то обретем новых себя или вспомним, какие мы на самом деле. «Кто я? — размышляет 28-летняя Марина. —Я секретарь в престижном агентстве с жесткой дисциплиной, и я обожаю строгие костюмы.Но в клубе или на дискотеке я другая: люблю разыгрывать из себя женщину-вамп, может, я такая и есть в каком-то смысле. Я чувствую себя в своей тарелке со всеми этими стразами, декольте и туфлями на шпильках». Одежда подчеркивает индивидуальность, а иногда и проясняет самые разные грани нашего «Я». «Все это игра наших личностей и ролей в обществе, и не только: ведь еще Карл Густав Юнг понял, что мы носим социальную маску, чтобы подстроиться под общество. Однако общество меняется, и наш гардероб это демонстрирует», – поясняет Розелина Салеми.
СВОБОДА ВЫБОРА
Смена гардероба может стать одним из способов пережить перемены и обрести себя. «Я рассталась с Михаилом после 5 лет отношений, – рассказывает 29-летняя Ольга. – Мне было очень больно: он сказал, что больше не может жить со слабой, неуверенной, нервной женщиной. Неужели я была такой? Я потратила год на то, чтобы «сбросить старую кожу» и сменить гардероб. Я стала другой и почувствовала необходимость изменить и манеру одеваться».После душевной травмы нам необходимо себя побаловать, считает социальный психологЯкопо Валли (Jacopo Valli), и внешнее изменение может в этом помочь. «Но может случиться и более глубинный отклик, восстановление некоей части себя, которая отрицалась во время жизни в паре», – подчеркивает психолог.Николь Кидман после болезненного развода с Томом Крузом с иронией заявила: «Наконец-то я опять смогу носить высокие каблуки».Прощание с привычным, боль, своеобразный отказ от прошлого — эти причины называют большинство женщин, решивших сменить образ. К счастью, здесь у нас есть большие возможности: общество с каждым годом дает нам все больше свободы в выборе решений. «Мода стала поисковой, — говорит социолог Франческо Мораче (Francesco Morace).— Нет больше никакого диктата. Игра с одеждой и образами может оказаться забавной, интересной и даже освободительной. Это способ отказаться от той личности, что приносит страдания, и построить себе новую».Мы можем осознанно выбрать определенную маску. «Порой мы одеваемся соответственно тому, кто мы есть, а иногда как бы наряжаемся в идеал нашего «Я», — замечает Якопо Валли, — выбирая платье или сумочку, которые приближают нас к той социальной группе, к которой мы хотели бы принадлежать». Но все же маска не должна противоречить нашей сути.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
«Когда мы с помощью одежды пытаемся изменить свой истинный образ, это на самом деле история о том, что мир не соответствует ожиданиям женщины, а женщина создает ложные ожидания для мира, – считает эксперт по индивидуальному стилю Карина Ефимова. – Такой двойной конфликт». Но если выглядеть аутентично своей природе, то и мир будет давать нам то, что нужно. В каждый стиль можно привнести то, что подчеркнет и усилит наши сильные стороны, и добавить то, чего не хватает, без вторжения на чужую территорию. «Важно увидеть себя как бы со стороны. Встаньте перед зеркалом и внимательно рассмотрите свои лицо и тело, – рекомендует стилист. – Запишите то, что увидели, без оценок.Большие или миндалевидные глаза, цвет — зеленый или голубой, острые или округлые скулы, нос прямой или с горбинкой». Список и станет описанием индивидуального стиля: все, что мы увидели во внешности, можно искать и подбирать в одежде.
Они были изобретены для мужчин, но с течением времени «сменили пол», стали предметом исключительно женского гардероба и превратились в эротический фетиш.
«Если колготки, даже самые вычурные, – это нечто утилитарное, то чулки в своей необязательности – отсылка к романтической стороне женской натуры, – объясняет социальный психолог Юлия Федотова. – Чулки ассоциируются с длинными юбками, корсетами, веерами и украшениями, историями про королей, королев и их фрейлин. Надев чулки, женщина словно меняет ипостась, в глубине души начинает чувствовать себя принцессой или куртизанкой, и это самоощущение влияет и на ее социальное поведение».Чем сильнее ограничения для самовыражения в женской одежде (корпоративный дресс-код, деловой костюм…), тем чаще чулки используют, чтобы поддержать внутреннее ощущение собственной женской привлекательности. «Если под одеждой красивое белье и чулки с поясом, это находит отражение в женских глазах, – считает сексолог Наида Добаева. – Тогда самый строгий костюм приобретет еле уловимую ауру сексуальности. И как элемент соблазнения это практически беспроигрышный вариант: женщина ощущает себя (и воспринимается своим партнером) одновременно одетой и раздетой». «Эротическая функция одежды проявляется всегда, когда создается игра обнаженной и закрытой зон тела, – добавляет культуролог Ольга Вайнштейн. – Чулки, в отличие от колготок, создают эту игру».
Бывает, что внешний образ соответствует самоощущению. Но иногда перед нами — маскировка, за которой скрывается совсем другой типаж. Эксперт по индивидуальному стилю Карина Ефимова описывает семь основных женских образов.
Уверенная.Кожа, лак, острые углы, шипы, крупные украшения, красная помада, яркие цвета (включая черный) и аксессуары, высокие каблуки... Если образ соответствует внутреннему состоянию женщины, он лишь подчеркнет то, что заложено природой. Но бывает, что женщина выбирает его, потому что ей как раз не хватает страстности. На самом деле она нежная и мягкая и из-за этого чувствует себя уязвимой. В «образе самой себя» ей страшно выходить на улицу, и она надевает панцирь уверенности. Рано или поздно она начнет от него уставать. Кроме того, приходя на работу, она заявляет о себе как о сильной, и от нее будут ждать уверенных, даже агрессивных действий. Но она не сможет в полной мере реализовать этот стиль, ведь она не такая.Мягкая.За этим образом иногда прячется сильная женщина, если в ее окружении не принято проявлять уверенность и она вынуждена выбирать юбки с оборками. Резкая, динамичная, она будет уставать в чужеродном камуфляжном костюме. Зато в этом образе комфортно чувствует себя женщина, которую часто еще называют ведической: женственные формы, гибкие линии и удлиненные силуэты, много украшений. Цветовую гамму можно назвать весенней: в ней отражается рождение чего-то нового, ассоциативный ряд — солнце, цветы, нежная зелень, небо.Волшебная— как гостья из космоса. Такие женщины как будто не всегда знают, чего хотят, кажется, тронь их — и они улетучатся. Их выбор — «туманные», струящиеся ткани. Цвета тумана, воды, рассвета, облаков. В нашем обществе не принято быть такими — считается, что женщина должна крепко стоять на ногах, – и часто они добавляют себе заземленности, выбирая стиль бохо, но тогда они теряются в многослойности.Естественная— вот для нее бохо в самый раз. Она хранительница очага в деревянном уютном доме; любит быть на земле, иногда в буквальном смысле копаться в ней, сажая цветы или пропалывая грядки. Ее цвета — натуральные: мох, кора, травяные и ягодные оттенки, деревья. И такие же натуральные материалы — лен, хлопок, мех. В других одеждах ей неуютно.Женщину-мальчика можно сразу узнать по короткой стрижке, спортивному стилю одежды, юношеской фигуре. Она выбирает сдержанные цвета: оттенки коричневого, синего, серого. Если «мальчик» озорной, то может позволить себе более яркие краски. В такой женщине много мужской энергии. Либо она пытается сойти за своего парня, конкурируя с мужчинами, либо не принимает своей женской сущности.Ей действительно больше подходят мужские костюмы, причем она выглядит в них женственно и сексуально, а в платье смотрится еще более по-мужски.У женщины-девочки, независимо от возраста, часто высокий, почти детский голос, большие глаза, пухлые губы. Если ее нарядить во взрослую одежду, будет казаться, что она взяла ее у мамы. Ей подходят карамельные, сиреневые, розовые, голубые оттенки. Для таких женщин главное — принять факт своей детскости и внешней наивности.И это может стать ресурсом. Такие редкие для взрослого человека качества, как непосредственность, любознательность, желание играть, располагают собеседника и придают особый шарм. Обязательно встретится мужчина, который их оценит.Серая мышка.В этом образе иногда оказывается каждая женщина, по каким-то причинам не выбрав ни один из предыдущих шести образов. У многих из нас бывает период, когда хочется спрятаться в норку, побыть в безопасности. Мышка хочет быть незаметной, раствориться в толпе. Может быть, она в депрессии или настолько «прокачала» себя на личной терапии, что ей не важно, что о ней подумают окружающие. Нередко такой стиль — вполне естественный и выгодный для женщины. Если в ее внешности нет ярко выделяющихся особенностей, то в наряде серой мышки она не потеряется.