ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Янв. 17, 2022

Когда бушует степь

Рейтинг: 0

Автор: Петр Скоробогатый, Тихон Сысоев. Эксперт

Стремительное обрушение государства в Казахстане — стране, чьим главным брендом последние десятилетия была неизменная стабильность, — остановлено. Образ преуспевающей центральноазиатской республики, способной сохранять спокойствие на фоне грозных штормов, мгновенно растворился в едком дыме январских погромов. И все-таки пока удалось не допустить появления на карте Центральной Азии «второй Киргизии» или, еще страшнее, «второй Украины».

Дрогнувшая было власть в последний момент пришла в себя. Не без помощи Москвы, у которой президент страны Касым-Жомарт Токаев, по сути, взял взаймы силу в виде миротворцев ОДКБ, чтобы компенсировать рассыпавшийся силовой блок внутри страны и продемонстрировать колеблющимся и отшатнувшимся, кто в доме хозяин.

Более того, государство в едином и безальтернативном лице Токаева — иных в инфополе мы просто не видим — стремительно восстанавливает контроль или видимость контроля за силовой и управленческой вертикалью. Если судить по тем заявлениям, которые сыплются с его стороны, и по тем действиям, которые он совершает, — начиная с объявления об окончании миротворческой операции ОДКБ (уже через шесть дней после ее начала) и заканчивая символическим въездом в полуразрушенную Алма-Ату, — глава государства держит курс на централизацию власти, обещая политические и социально-экономические перемены в будущем.

Токаеву удалось ситуативно консолидировать кланы. По крайней мере, мы не видим раздрая в правящих кругах и публичного оппонирования. Назначено новое правительство, но кадровые перестановки косметические. Ключевые министры сохранили свои посты, в том числе в силовом блоке — Минобороны, МВД, а также в МИДе. Премьером стал Алихан Смаилов, которого можно считать как человеком Токаева, так и Нурсултана Назарбаева. Такая кадровая стабильность, по-видимому, объясняется желанием сохранить, хотя бы на первое время, прежний баланс элит.

Странная ситуация с назначением министром информации Аскара Умарова, которому приписывают несколько русофобских постов и связи с националистическими и протюркскими кругами, выглядит, скорее, бюрократической промашкой и показывает слабость российской дипломатии, которая и раньше многие годы закрывала глаза на проблемы соотечественников в Центральной Азии.

Токаев очевидно обязан Владимиру Путину и не забудет российской услуги. Другое дело, что на данный момент ему предстоит в первую очередь заручиться поддержкой и улицы, и знати. Ставка на националистический фактор ущербна, но сделана ли она президентом — пока не очевидно.

На клановую консолидацию работает и явное нежелание Токаева публично наказывать виновных в кризисных событиях. Никаких фамилий, разве что арестованы Карим Масимов, экс-главы Комитета национальной безопасности (КНБ) и его замы. Причем это, судя по всему, фиксация дистрофии силового блока, нежели поиск главного заговорщика. Хотя расследуется госизмена и попытка насильственного захвата власти. Токаев также обвинял иностранных террористов, пока бездоказательно. И намекал на «назарбаевское окружение», но, скорее, подчеркивал нежелание олигархов делиться с народом.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни