Во вторник исполком Международного олимпийского комитета (МОК), расследовавшего обстоятельства допингового кризиса в России, выбрал в качестве санкции за выявленные нарушения один из самых жестких среди рассматривавшихся им вариантов, но все-таки не самый жесткий. Он подверг отстранению Олимпийский комитет России, но объявил о допуске на февральскую зимнюю Олимпиаду в Пхёнчхане тех спортсменов, которые будут соответствовать критериям «чистоты» МОК. Им разрешат выступать лишь под нейтральным флагом, и услышать свой национальный гимн они в Южной Корее не смогут. Интрига заключается в том, кого допустят в Пхёнчхан и согласятся ли на вариант без национальной символики российские власти, ранее дававшие понять, что готовы в том случае, если МОК действительно прибегнет к этой мере, вообще отказаться от участия в Олимпийских играх.
Заседание исполкома Международного олимпийского комитета 5 декабря было кульминацией грандиозного допингового кризиса в отечественном спорте. А события ноября — прежде всего серия дисквалификаций российских олимпийцев, выступавших на домашней Олимпиаде 2014 года, за якобы имевшие место нарушения антидопингового регламента — свидетельствовали о том, что МОК, определяя формат ее участия в следующих зимних Олимпийских играх (они состоятся в Пхёнчхане в феврале будущего года), может остановиться на очень жестком и неприятном варианте.
Вердикт, оглашенный после длившегося несколько часов заседания в Лозанне, абсолютно соответствовал прогнозам экспертов. МОК объявил о временной приостановке членства в головной спортивной структуре Олимпийского комитета России (ОКР). ОКР к тому же должен будет заплатить ей штраф в размере $15 млн. Его в МОК считают возмещением расходов на проведение расследования обстоятельств кризиса. Кроме того, персональные санкции применены к ряду российских спортивных чиновников. Вице-премьер РФ Виталий Мутко, ранее занимавший пост министра спорта страны, пожизненно отстранен от «участия в любой форме во всех будущих Олимпийских играх», президент ОКР Александр Жуков временно лишен статуса члена МОК, а работавший главой оргкомитета сочинской Олимпиады Дмитрий Чернышенко исключен из координационной комиссии по подготовке к Олимпиаде 2022 года в Пекине. При этом президент МОК Томас Бах отдельно подчеркнул, что у вынесенного решения нет «политического подтекста». Комментируя его, он сказал: «Политические лидеры, наши спонсоры и вещатели, все понимают, что МОК с политической точки зрения нейтральная организация… и не допустила бы влияния политических соображений при принятии спортивных решений».
МОК все-таки оставил дверь для российских спортсменов в Пхёнчхан открытой — правда, далеко не для всех. Поехать в Южную Корею смогут только те, кому поступит приглашение от МОК. Речь идет исключительно об атлетах с безупречным «допинговым бэкграундом». Как сообщил МОК, список приглашенных будет составлен на усмотрение комиссии под руководством Валери Фурнерон, председателя Независимой организации допинг-тестирования (ITA), а в нее помимо функционеров самого комитета войдут представители Всемирного антидопингового агентства и других антидопинговых структур. Можно предположить, что некоторые российские суперзвезды зимних видов — фигуристка Евгения Медведева, лыжник Сергей Устюгов, саночник Роман Репилов — обязаны рассчитывать на эти приглашения. Ведь в силу молодости они не могли быть вовлечены в «допинговую систему» и вопросов по поводу запрещенных препаратов к ним не возникало никогда.
Но есть один важнейший нюанс. Даже спортсменам, к которым не будет никаких претензий со стороны проверяющих, придется выступать в Пхёнчхане в статусе спортсменов нейтральных. На их форме будет написано Olympic Athlete from Russia (OAR) — «Олимпийский атлет из России», а вместо флага и гимна родины им придется смотреть на церемониях на олимпийский флаг и слушать олимпийский гимн.
Подобная ситуация в истории отечественного спорта уже была. В 1992 году на зимней Олимпиаде в Альбервиле и летней в Барселоне сборная СНГ, сформированная вместо сборной только что распавшегося СССР, также состязалась под нейтральным флагом. Более того, под ним она занимала привычные для советских времен лидирующие позиции в медальном зачете.
Но во вторник оставались сомнения в том, насколько предложенный формат участия в Олимпиаде ближайшей Россию устраивает. Впервые прогнозы насчет того, что МОК собирается допустить ее спортсменов в Пхёнчхан под нейтральным флагом, появился в октябре. Российская сторона отреагировала на эти сообщения чрезвычайно резко, а спортивные чиновники в своей риторике долго основывались на мнении президента РФ Владимира Путина, охарактеризовавшего возможность соревноваться в Южной Корее без права использования национальной символики «унижением страны».
Однако в последнее время некоторые российские спортивные руководители и политики высказывались за то, чтобы кандидаты в сборную России могли сами определиться с тем, отправляться в Пхёнчхан или нет, в том случае, если им выпадет шанс. А Александр Жуков во вторник рассказал, что решение о выступлении россиян в Пхёнчхане будет приниматься на олимпийском собрании, которое пройдет 12 декабря. Господин Жуков дал понять, что по-прежнему уверен в несправедливости обвинений в адрес России, заметив, что «многочисленные проверки доказывают "чистоту" россиян, а результаты выступлений наглядно свидетельствуют о том, что победы наших атлетов никак не связаны с применением запрещенных препаратов». Но про сам вердикт МОК он сказал как про «противоречивый», в котором «есть положительные стороны и отрицательные», к положительным отнеся тот факт, что российские спортсмены все же, пусть с ограничениями, на Олимпиаду допущены.