Столица продолжает гулять на чемпионате мира по футболу. Кажется, у болельщиков не бывает выходных – днем и ночью на улицах Москвы тусуются толпы. Корреспондент «Собеседника» побывал в центре города и выяснил, кто страдает от народных гуляний, а кто зарабатывает на этом.
На центральных улицах Москвы круглосуточно звучит музыка. Люди танцуют на лавочках и крышах машин, купаются в фонтанах. Все друг другу улыбаются, фотографируются, обмениваются сувенирами (вымпелы, шарфы). Настоящая идиллия... Правда, некоторым жителям ночное праздничное действо не по нраву. Одна пожилая женщина, которую мы встретили на Тверской улице, негодует: «Все ночи люди кричат, поют песни, музыка орет! И с этим ничего поделать мы не можем. А ведь тут и маленькие дети живут, и пожилые люди. Никто заснуть не может!» При этом она, жительница одного из здешних домов, собирала в пакеты алюминиевые банки из-под пива, чтобы потом за деньги сдать в утиль.
Водителям, которые после ключевых матчей решаются на выезд в центр, надо серьезно задуматься: стоит ли?! Люди прогуливаются по дорогам, как по тротуару. Более того, танцуют перед машинами, не реагируя ни на автомобильные сигналы, ни даже на требования сотрудников ДПС. Могут станцевать даже перед полицейской машиной.
При нас толпа устроила дискотеку на проезжей части. Водители терпеливо старались пробраться через импровизированный танцпол. Один выскочил из салона, начал упрашивать людей пропустить, но тут же на крышу его автомобиля залезли юноша и девушка и стали танцевать что-то латиноамериканское. Образовалась пробка, на которую окружающим было наплевать. Представляю, как чертыхались в своих авто водители.
Спиртное из-под полы
Перед началом чемпионата московские власти объявили, что ограничили в магазинах продажу алкоголя. Особенно в центре. Но в продуктовом магазине на Тверской улице мы свободно купили бутылку коньяка (это было уже после 23:00!). При нас сотрудницы отказывали многим: мол, запрещено. Но «за шоколадку» алкоголь мы все же приобрели. Самое любопытное, что пиво можно купить и ночью на улице, у «барыг». В Камергерском переулке через каждые метров двадцать сидят молодые ребята с сумками-холодильниками. Баночка пива емкостью 0,5 л у них стоит 200 рублей.
– Не гоняют вас? – спрашиваю продавца, кивая на мирно беседующих напротив полицейских.
– Так свободно продаете!
– Мы им башляем, – отвечает.
– И сколько?
– Ну, за ночь по три штуки рублей отдаем. Много? Но это все равно выгодно.
Действительно, к нелегальным уличным торговцам пивом выстраиваются очереди.
– Пиво, смотрю, тут продают везде. Вроде запретили? – пытаюсь завязать разговор со стражами порядка.
– Разве им запретишь?! – улыбается парень в погонах. – Нам приказали: людей не трогать, быть вежливыми со всеми. Поэтому просто ходим, наблюдаем. Конечно, бывает, что совсем пьяные люди бродят.
– И что с ними делаете?
– Да просто отводим на соседнюю улицу и оставляем на скамейке. В отделение стараемся не забирать. Зачем нам проблемы! Домой отвезти пьяного?! Вы что! У нас дежурство!
5000 на дороге валяются
После двух часов ночи захотелось перекусить. Заходим в ресторан, который специализируется на японской кухне. Пролистываем меню – цены вроде остались прежними. Делаем заказ. Минут через двадцать за соседний столик присаживается шумная компания латиноамериканцев. Долго что-то заказывают, и... им приносят всё (роллы, суши, пиво) через пятнадцать минут. Наш скромный заказ – без внимания. Сорок минут мы ждали два пива и по парочке суши. На мой вопрос: «Почему так?» – официантка честно призналась: «Начальство нас обязало в первую очередь обслуживать иностранцев!» Когда мы выходили из заведения, эта официантка, извиняясь, сказала нам, что зарубежные гости дают больше чаевых, да и в рублях ничего не понимают. Можно и обсчитать! На Никольской улице, которая стала центром гуляний для болельщиков, настоящий Клондайк. Пройдя буквально сто метров, моя спутница вдруг воскликнула: «Смотри!» В луже лежали пять тысяч рублей. Оглядевшись, девушка подняла деньги и спрятала в карман. Следующие полчаса мы больше смотрели под ноги, чем на людей. Но еще денег так и не нашли.
Здесь многие тусуются: кто ищет халяву, а кто – женихов-иностранцев. Девушки в коротких юбках так и стреляют глазками. А парни, колоритно шатаясь и оголившись по пояс, подходят к иностранцам и просят выпивку. Те угощают, но дальше стараются не общаться.
Отдельная тема – наши таксисты. Золотое время для них. Почти все службы такси подняли цены в дни проведения чемпионата в два-три раза. А если кто и остался при прежних расценках, то ночью у них свободных машин почти не бывает. Как рассказал мне один из водителей, после часа ночи они просто отключаются от диспетчерских служб и работают только «с руки». На Тверской улице таксисты припаркованы в два ряда в ожидании людей, которые ищут машину.
Мы решили устроить проверку: сначала заказали такси в три часа ночи. Затем попробовали через полчаса. Затем еще. К утру такси стоят в разы дешевле! Мой тариф (ехать за МКАД) с 3500 рублей понизился за два часа до 700 рублей!
– Этот чемпионат – у нас единственная возможность хорошо заработать, – разоткровенничался таксист по имени Алмаз. – Иностранцы ведь не знают наших расценок. Даже говорят, что у нас все дешево! Я тут возил американцев: от Белорусской площади до улицы Якиманка за три тысячи рублей. А ехал минут 20! Сейчас у таксистов жесткая конкуренция. Недавно мой знакомый даже подрался с другими водителями: пассажира не поделили.
Помнится, во время Олимпиады в 1980 году советские мальчишки и девчонки (да и взрослые тоже) выпрашивали у иностранцев жвачку и брелки. Теперь и выпрашивают, и пытаются заработать любыми способами. Может, это в нашем менталитете: быстро срубить денег и не думать ни о какой репутации?!