ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 9, 2020

Окончательный приговор для «деревянного»

Рейтинг: 0

Автор: Георгий Степанов. МК Московский Комсомолец

Похоже, «фактор Байдена» все же отразился на российской валюте: вскоре после того, как определился победитель выборов в США, доллар и евро незначительно усилились — до 77,4 и 92 рублей соответственно. В свою очередь нефть откатилась до отметки $39,7 за баррель. Однако эти цифры не подтверждают популярный тезис об экстремальной токсичности Байдена для российских финансовых рынков и экономики в целом. Говорить о капитуляции рубля перед «сонным Джо» пока не приходится. Проблема совершенно в другом: рубль обречен на деградацию независимо ни от чего.

Никакой временный, ситуативный позитив не вдохнет в него жизнь, никакие меры господдержки не остановят процесс бесконечного обесценивания. Отыгрывая в какие-то моменты потери, рубль будет неуклонно сползать в пропасть, ежегодно теряя минимум по 10–20% своей стоимости. Все дело в сырьевой, рентной природе российской экономики, а также в иррациональном следовании властей девизу «это даже хорошо, что пока нам плохо». Коронакризис, локдаун в Европе, обвал нефтяных цен, новые санкционные риски, паническое бегство инвесторов в защитные активы — лишь сопутствующие могильщики рубля.

Ясно, что «деревянный» впитал в себя весь возможный реальный и потенциальный негатив нынешней смутной эпохи. Доллар по 75, евро по 87 — это уже нечто несусветное, если вспомнить курсовые показатели за январь 2020-го: соответственно 62,7 и 68,7. Нет, это не классическая девальвация, с которой страна столкнулась в 1998-м и 2014–2016 годах. Событие это, как правило, одномоментное и отчасти рукотворное, это переход с одного устойчивого плато валютного курса на другое. Сейчас же мы видим абсолютно иную картину. Вот если бы доллар резко поднялся до отметок в 105–115 рублей, тогда был бы повод рассуждать о полномасштабной девальвации.

Статистика по числу новых заболевших ковидом продолжает ухудшаться и в мире, и у нас. В Европе и Северной Америке вводятся все более жесткие карантинные ограничения, в частности на передвижение людей. Это бьет по туризму, спросу и ценам на топливо, это выталкивает инвесторов из рисковых активов. Люди избегают путешествий и больших собраний. Не говоря уже о том, что мировая экономика по уши увязла в самом серьезном за последние сто лет кризисе, вступив в него еще весной. В этой связи значимых факторов, которые бы держали нашу валюту на плаву, сегодня практически не осталось.

Однако представители российских властей демонстрируют феноменальную невозмутимость, словно соревнуясь друг с другом в нелепости высказываний, в их вопиющей нестыковке с жизнью. «Она (макростабильность) обеспечивается и поддерживается», — заявил, к примеру, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на вопрос, устраивает ли Владимира Путина тот факт, что рубль за год потерял 30% стоимости. «В ослаблении рубля виновата психология», — изрек глава Минэкономразвития Максим Решетников. «Курс рубля не важен, важна его предсказуемая стабильность» — а эта чеканная формулировка принадлежит первому человеку в стране.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни