ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Фев. 10, 2017

Он победил и время, и пространство

Рейтинг: 0

Автор: Дарья ЕФРЕМОВА. Культура

«Культура» побывала в доме, ставшем свидетелем роковых событий, — в Мемориальном музее А. С. Пушкина на Мойке, которому в этом году исполняется 90 лет.


Последняя осень

«…Мой идеал теперь хозяйка, мои желания — покой, да щей горшок, да сам большой» — строфы из не вошедшего в роман «Путешествия Евгения Онегина» цитируют в обеденном зале. И хотя знакомство с последним пристанищем поэта начинается в мрачноватом холле с рассказа о дуэли — «расходились на 20 шагов, сходились каждый на пять, в любой момент по пути к барьеру можно было сделать выстрел», — люди волей-неволей задерживаются в комнатах, хранящих дух безмятежной жизни молодого, безалаберного, на современный взгляд, семейства: куча долгов, четверо детей, бесчисленные друзья.

«Машка, Сашка, Гришка, Наташка», — одна из посетительниц рисует воздушные спирали возле обрамленного в стекло карандашного наброска Натальи Фризенгоф. «Машка — старшая, та, что с косами. С нее Толстой «Анну Каренину» писал», — не упускает случая блеснуть эрудицией какой-то старшеклассник. Все радуются. Дочь Пушкина должна быть музой, вдохновлять на создание культовых литературных образов. Как говорят музейщики, на Мойку приходят, чтобы встретиться с поэтом, а не попрощаться.

Утро 27 января (по ст. стилю) 1837 года начиналось как самый обычный день. Пушкин был весел, отвечал на корреспонденцию. К полудню домочадцы разъехались, чтобы встретиться вечером за обедом — как бы ни был занят поэт, публицист, а теперь еще и издатель «Современника», к столу он старался не опаздывать. В общем, как и всегда, в седьмом часу Наталья Николаевна отдавала распоряжения прислуге. Вдруг в дверь настойчиво позвонили.

Как только экскурсовод доходит до момента, когда «в комнаты без доклада, не снимая шинели, ворвался Константин Данзас», слушатели замирают. Данзас, конечно, попытается успокоить Натали: «Ваш муж стрелялся с Дантесом, он ранен, но легко», однако мы знаем — после того как карета вернется с Черной речки, Пушкину останется жить менее двух суток. Да и жить ли — терпеть пыточные муки.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни