ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 21, 2019

Русская дигитализация Арабских Эмиратов

Рейтинг: 0

Автор: Вадим Извозчиков. Эксперт

В Дубай активно едут русские, и не только, предприниматели, рассчитывая заработать на богатом рынке. О том, как это выглядит на практике, рассказывает Леонид Комиссаров — сооснователь и генеральный директор компании iiko Middle East в ОАЭ, а также компаний Open Service и Docsinbox в России

Мое знакомство с компанией iiko произошло уже довольно давно, где-то в 2014 году. В то время я занимался ресторанным бизнесом и точно знал, что подходящего софта на рынке было немного. Пришлось попробовать 1C, потом R-Keeper, а в самом конце — iiko. Мне тогда этот софт показался наиболее дружелюбным, закрывающим все потребности управления. Было ощущение, что он создан не программистами, а рестораторами, которые понимают, как удобнее. Я был не один такой. Как показало время, iiko, основанная в 2005 году, сегодня имеет оборот на уровне 600 млн рублей, 30 тысяч клиентов, 150 сотрудников и представительства в восьми странах.

Из ресторанного бизнеса я вышел, время шло, и как-то судьба свела меня с Леонидом Комиссаровым, основателем компании Open Service и iiko Middle East, которая продвигает продукцию iiko в Дубае. Оказалось, что он решил вывести этот продукт на рынок Арабских Эмиратов, развивая экспорт русской дигитализации. Я долгое время следил за его проектом, а через год его работы в ОАЭ решил взять у него интервью, так как это пока единственная известная мне компания с русскими корнями в Эмиратах, которая хоть как-то смогла обосноваться на этом рынке. А на него стремятся многие.

— Леонид, как судьба привела вас в Дубай?

—Я совладелец компании, которая занимается в России автоматизацией ресторанов. В какой-то момент мы решили выйти за рубеж. Первый офис, полтора года назад, открыли в Казахстане. Но быстро стало понятно, что это мало чем отличается от нас. Настоящий «зарубеж» — это другой язык, другая культура. И мы начали смотреть другие страны. Я ездил в Америку, в Европу. Смотрели на Гонконг, Дубай, Сингапур.

— Почему выбрали именно Дубай?

— До Америки далеко, и там надо примерно в три раза больше денег. Сингапур, Гонконг по деньгам оказались как Америка. А такой бюджет мы не тянули. Европа мне не понравилась.

Понятно, что там точно можно преуспеть. У iiko есть офис в Лондоне, который «выстрелил» не хуже, чем дубайский. Но мне как предпринимателю показалось это не очень интересным. Там очень старый зрелый рынок с консервативным налогообложением. Посчитал, что гораздо больше уйдет энергии на то, чтобы его взломать.

А вот Дубай, Сингапур, Гонконг очень быстро развиваются. И здесь не как в России, где рынок автоматизации ресторанов уже поделен: есть два лидера, у которых 90 процентов рынка. В Эмиратах у самой крупной компании доля рынка три процента. Мне показалось, что тут будет проще и быстрее.

И еще у меня очень плохой английский был. Хорошо понимаю и могу говорить, но есть проблемы с акцентом, с конструированием фраз. Здесь же оказалось, что я знаю английский лучше всех. А это проблема практическая, от языкового барьера сильно зависит конверсия продаж.

— Примерно год назад вы открыли здесь компанию. Каков итог первого года?

— Год с момента, когда я приземлился и начал первые встречи с клиентами и сотрудниками. С первой продажи, соответственно, одиннадцать месяцев. Сейчас с нами работают 170 ресторанов. Выручка компании за последние месяцы — около 200–250 тысяч дирхамов, примерно четыре-пять миллионов рублей в месяц.У нас здесь 12 сотрудников, три сотрудника в России, прикрывают нас с воздуха.

Компания почти на самоокупаемости. Из главных побед — очень гламурный бар в финансовом центре осознанно перешел с MICROS на наше решение. А MICROS сейчас компания номер один в мире. А также местный Papa John's, у которого здесь 47 точек, работает с нами.

— В СМИ почти нет информации о сложностях ведения бизнеса в Эмиратах. Только позитивные новости. И создается впечатление, что тут золотые горы, легко работать. Можете ли вы поделиться, какие были трудности?

— У меня впечатление все равно положительное, несмотря на недостатки, о которых я сейчас расскажу.

Первое. Мы сравниваем открытие компании в Дубае с открытием компании в России, где мы граждане. И сейчас в России государство сильно продвинулось. Все можно сделать онлайн и другие преимущества. Но это не совсем верное сравнение. Надо сравнивать с тем, как иностранцу открыть компанию в России. У нас есть клиенты японцы, которые приезжали, чтобы открыть ресторан, и иностранцам в России намного сложнее, чем нам в ОАЭ.

Но и здесь не все идеально. Например, обещание «откроем компанию за семь дней». В реальности ушло четыре месяца. И пару миллионов рублей на всякие пошлины, взносы и прочие дела. И это при том, что мы открыли по упрощенной схеме, оформили компанию полностью на меня, потому что это самый быстрый и простой способ. Но мы уже семь месяцев переоформляем долю с меня на российское ЗАО.

Суммарно за год мы потратили на всю регистрационную часть, на документы, на визы и так далее четыре миллиона рублей. Это фантастически огромная цифра. В России ушло бы тысяч сто.

Второе. Банковский счет. Мы открывали банковский счет пять месяцев! У нас запросили кучу документов. Я устал им доказывать, что я реальный предприниматель, что у меня есть компания в России. Они просили выписки по счетам за последний год со всех российских компаний. Выписки со всех моих личных банковских счетов. Они просили все договоры о собственности на мое жилье, на мои машины. Перевод дипломов нотариальный. И это было первый раз в жизни, когда диплом пригодился.

И еще одна неприятность в банковском счете, что они требуют минимальный остаток поддерживать. Если не поддерживаешь — штрафуют. У нас сейчас минимальный остаток миллион рублей. Что глупо. Мы — стартап, который только приехал, а нам надо положить денег на счет и нельзя снимать.

Следующая проблема. Я наслушался рассказов о том, как банк без предупреждения и объяснения причин берет и закрывает счет и не отдает деньги назад. Чтоб избежать этого, мы затеяли открытие еще одного счета в местном крупном банке. И прошло уже четыре месяца, а счет до сих пор не открыт. Причем мы уже реальная компания, у нас есть контракты, сотрудники, обороты.

Когда мы составляли бизнес-план, мы посоветовались с юристами и заложили миллион рублей и один месяц на документы. Реально ушел год и четыре миллиона.

Тут сам процесс такой. С одной стороны, все «диджитал», то есть на портале размещаешь заявку, подгружаешь документы. И дальше, по идее, оно должно случиться само. Но это просто ожидание, созданное рекламой. А реальность такова: ты оформляешь заявку, приезжаешь на место, говоришь: «Номер заявки такой, делайте». Это единственный способ, чтобы быстро сделалось.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни