Много слов уже было сказано с высоких трибун о необходимости дедолларизации отечественной экономики. И не так уж мало сделано: доля «зеленых» в золотовалютных резервах страны планомерно снижается. Но, похоже, предстоит сделать намного больше: «Нам нужно устранить зависимость от этого ядовитого источника постоянных враждебных действий, — заявил зам. главы МИДа Сергей Рябков. — Нам нужно сократить роль доллара в любых операциях».
Подоплека этого всплеска эмоций пока не совсем ясна. По словам самого же Рябкова, его ведомство за экономическую политику не отвечает. Но статус спикера, безусловно, не позволяет отнестись к его высказыванию как к мнению частного лица. То речь не мальчика, а государственного мужа. Однако полного согласия по этому вопросу между нашими госмужами, похоже, нет.
В конце прошлого года Центробанк, прервав многолетний антидолларовый тренд, начал, напротив, увеличивать вложения в американские гособлигации. В декабре купили, к примеру, аж на миллиард «зеленых». И, судя по всему, это еще не предел. Как пишет информагентство РИА «Новости», то был «стратегический ход», ибо «спрос на доллар растет, потому что эта валюта меньше всего подвержена волатильности и инфляции».
Не эта ли покупка и обеспокоила господина Рябкова? Но даже если полностью вымести доллары из наших финансовых закромов, погоды это, что называется, не сделает. С учетом результатов последнего шопинга американских гособлигаций в резервах осталось 6,011 миллиарда — чуть более одного процента всей «кубышки». И серьезной корректировки этой доли вроде бы не предвидится. Стратегический курс прежний — на увеличение доли золота и юаней.
В общем, явно не в этом корень зла. Но в чем? Как еще избавиться от пагубной зависимости? Конкретных рецептов замминистра не дает — он, мол, не по этой части, — поэтому придется догадываться самим. Попробуем действовать методом исключения. Напрашивающееся поле деятельности — внешняя торговля. Но и тут, если разобраться, перспективы дедолларизации не слишком велики.
На глобальных сырьевых рынках бал правит доллар — именно в нем, как правило, котируются товары и осуществляются платежи, — а продаем мы, увы, почти исключительно сырье. Можно, конечно, заартачиться и перестать принимать к оплате «ядовитые» доллары. Но так, чего доброго, можно вообще перестать продавать. Музыку здесь, как и во всякой торговле, заказывает тот, кто платит. Не побалуешь.
Что же остается? Неужели... Да нет, не может быть. Но, с другой стороны, Рябков ясно сказал: «сократить роль доллара в любых операциях». Слышите? «В любых». А стало быть — и в тех валютных операциях, в которых участвует население страны.
Вот это поле пока совершенно не пахано «дедолларизаторами». Неподнятая целина. Для справки: на валютных счетах в российских банках находится сегодня около 90 миллиардов в долларовом эквиваленте. И в основном это действительно доллары. Плюс — огромный многомиллиардный объем наличных «зеленых», хранящихся под матрасами и в банковских ячейках. Причем спрос на живые доллары постоянно растет. В прошлом году ввоз долларовой наличности в Россию увеличился по сравнению с 2019-м почти вдвое.
Но чтобы убедить граждан сдавать «вражескую» валюту, потребуются, конечно, аргументы посильнее тех, что представил Рябков. Помнится, поэт Сергей Михалков высказывался на ту же тему более зажигательно. Басня «Рубль и доллар» была написана гимнописцем в далеком, 1952 году, но политической актуальности, как можете убедиться, не утратила:
Тебе в любой стране лишь стоит появиться,
Как по твоим следам нужда и смерть идут.
За черные дела тебя берут убийцы,
Торговцы родиной тебя в карман кладут.
А я народный рубль, и я в руках народа,
Который строит мир и к миру мир зовет,
И всем врагам назло я крепну год от года.
А ну, посторонись — Советский рубль идет!
Справедливости ради надо, однако, заметить, что спасти советских граждан от «ядовитого источника» удалось не столько с помощью пламенных пропагандистских виршей, сколько благодаря Уголовному кодексу, предусматривавшему строжайшие кары — вплоть до смертной казни — за операции с иностранной валютой и валютными ценностями.
Но вряд ли стоит рекомендовать нашим властям этот бескомпромиссный путь. Конечно, народ наш, как справедливо писал другой, досоветский классик «вынесет все, что Господь ни пошлет». Но время от времени выносит из их покоев и властей предержащих.
Посему лучше, право, не рисковать. Тем более что существует более безопасный маршрут: сделать так, чтобы рубль если и не креп год от года, то хотя бы не обесценивался столь стремительно — более чем в два раза за последние шесть лет, более чем на 20 процентов за последний год. Тогда бы и нужда в долларе как средстве сбережения стала бы намного менее острой, «яд» не казался бы таким сладким и привлекательным.
Впрочем, легких путей мы, как известно, не ищем.