Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала – эту фразу можно смело делать девизом грядущих новогодних вечеринок. Накануне високосного года наши люди, похоже, ударились в мистику – желают, понимаете ли, знать, что будет. Чародеи и предсказатели тоже не сидят сложа руки и накануне праздников активно продвигают свои услуги. Особенную популярность набирают сейчас гадалки на картах таро. Но и классика не выходит из моды – астрологи тоже традиционно пользуются популярностью. А вы говорите – Дед Мороз…
«Ужe позабoтилиcь o cвoeм новогоднем корпoрaтиве? Брoниpуйтe ceйчaс - до сезoнногo пoвышeния цен», - так начинается одно из десятков объявлений, которые выскакивают на популярном сайте по продаже товаров и услуг на запрос «Таролог на мероприятие».
Вот, например, Нателла. Цена ее услуг – от 8000 рублей в час. Ее самопрезентация напоминает, скорее, рекламу маркетингового агентства: «Уникaльный опыт рaботы на мероприятиях, oт блoгеров (Aлена Водонаева, Ксюша Дукалис и т.д.) до крупных компаний…», «Mне дoверяют Яндекс, Bкoнтaкте, Авиасeйлc, Лореаль»...
До того, как сделать консультирование таро своей основной профессией, Нателла 15 лет работала в страховании. Но эзотерика оказалась занятием более выгодным. А научиться этому нехитрому делу сейчас нетрудно – есть куча учителей (в интернете тоже полно их объявлений), но можно съкономить и изучить азы самостоятельно. Недостатка в пособиях и видеоинструкциях сейчас тоже нет.
- Гадание на таро – тренд новогодних вечеринок 2023 года, - уверена гадалка Алла, которая тоже работает на мероприятиях и тоже просит дaты на предновогодние дни бронировать заранее.
- Бoльшой спрoc, часть дней уже занята, - объясняет девушка.
У Аллы услуги подешевле – всего 4000 рублей в час. Но работа на корпоративах для специалистов ее профиля - это еще и возможность обзавестись постоянной клиентурой. Так что в накладе она не останется. Кстати, и рассчитываться с ней удобно, можно прямо через бухгалтерию – возможен наличный и безналичный расчет, сотрудничает она не только с физическими, но и с юридическими лицами, поскольку зарегистрирована как самозанятая. Как и большинство ее коллег.
Варианты работы на корпоративе могут быть разными, но обычно это или формат wеlсоmе на 1-2 часа перед началом вечера, или работа в течение всего вечера, примерно 3-4 часа. Антураж в виде свечей, травяных скруток, кристаллов, мантии и прочих магических атрибутов оговаривается отдельно.
Обычно таролог садится где-нибудь в специально отведенным уголке, куда к нему подсаживааются гости. Сначала редкие, но к концу вечера может даже очередь выстроиться.
- Если будет желание, сделаем интерактив, - объясняет Нателла, к которой журналисты «КП» обратились под видом потенциальных клиентов. - На небольшие компании это выглядит так. В течение получаса я рассказываю про таро, что это, откуда, отвечаю на вопросы. Потом час-полтора отводится на вопросы тет-а-тет, в индивидуальном режиме.
ЦЕНЫ ТОЖЕ ВОЛШЕБНЫЕ
С тем, что эзотерика стала трендом 2023 года, согласен ведущий мероприятий с 20-летним стажем Роман Арестов.
- Недавно я работал на открытии магазина, в котором продаются товары для дома, - рассказал «Комсомольской правде» Роман. – Было организовано несколько площадок для покупателей – где-то их учили составлять букетики из сухоцвета, где-то дамам делали макияж, а за отдельным столиком сидела таролог-нумеролог Зарина. Она с помощью карт и прочих магических штучек что-то там делала с энергией девушек, чтобы все у них было хорошо. И на один из новогодних кооперативов, куда меня пригласили в качестве ведущего, заказчики позвали еще и астролога, которая будет давать гостям прогнозы на будущий год. В прошлые годы я ни с чем таким не сталкивался, эзотериков на мероприятиях не было, так что тенденция на лицо.
Роман Арестов считает, что такая услуга особенно востребована в коллективах, где много женщин, и где гостей не слишком много – до 30 человек.
Ну а там, где растет спрос, растут и цены. Тематические телеграм-каналы сообщают, что к нынешним праздникам услуги приглашенных гадалок выросли в среднем на 40-50%. Если еще недавно за расклад таро брали 4 тысячи рублей, то сейчас средняя цена – 6 тысяч. Составление индивидуальной натальной карты на год (если коротко, это персональный гороскоп) стоит до 10 тысяч, хотя раньше можно было сговориться на шести. Подорожание журналисты «Комсомолки» почувоствовали и на себе – пока мы обхаживали Нателлу, ее ценник в объявлении вдруг вырос с 8 тысяч до 11 тысяч рублей за час. Так что, видимо, на корпоративе придется обойтись без колдовства – дороговато.
Впрочем, в сфере экстрасенсорики и мистических ритуалов разброс цен очень большой, ведь многое зависит от репутации «мага». Начинающие могут предоставить хорошие скидки, а именитый сдерет в три шкуры. Индивидуальная консультация экстрасенса по деликатной проблеме может стоить и полмиллиона рублей. Поэтому определить средние цены на такого рода услуги – это как измерять среднюю температуру по больнице.
СПРОС НА ГАДАЛОК ВСЕ-ТАКИ УПАЛ?
Можно ли рост спроса на эзотерические шоу на новогодних корпоративах объяснить тем, что россияне пошли по кривой дорожке мракобесия? За ответом на этот вопрос мы обратились в компанию Price.ru, которая анализирует интернет-запросы на самые разные товары и услуги.
- Мы видим, что в 2023 году по сравнению с 2022-м онлайн-спрос на эзотерические услуги снизился на 16%, - удивили нас специалисты компании. - Астрологов ищут реже на 21%, тарологов – на 18%, нумерологов – на 4%. Частота запроса «гороскоп на сегодня» снизилась на 14%, запроса «гадание» – на 18%. Спрос на услуги гадалок упал на 12%, а на карты Таро и связанные с ними услуги - на 11%.
В Price.ru зафиксировали рост интереса к эзотерике лишь в декабре 2022 года - январе 2023 года. По данным аналитиков, он был значительно выше, чем двумя-тремя месяцами позже – в феврале-марте 2023 года. Спрос на гадания - на 51%, гороскопы - на 40%, услуги астрологов - на 48%.
Выросла в этом году по сравнению с прошлым лишь популярность родологов (+61%) – это новое направление в эзотерике, стремящееся объяснить события в жизни родословной человека. Также на 176% выросло число запросов «кармалогия» - это когда изучают вашу карму и по ней дают советы на разные случаи жизни. Но общий интерес к гаданиям и другим мистическим услугам в целом у нас снижается. Всплески происходят лишь в новогодние праздники, и этот сезонный интерес, похоже, как раз и эксплуатируют всевозможные медиумы, осваивая формат работы на корпоративах.
Впрочем, праздновать победу рационального взгляда на жизнь над оккультными практиками пока явно преждевременно.
Во-первых, даже если запрос на магические услуги в России уменьшился, это все равно огромный рынок. Конечно, официальных цифр на этот счет нет. Но лет десять назад заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич на пресс-конференции заявил: в России насчитывается порядка 800 тысяч магов и колдунов. Которые занимаются в том числе целительством. Для сравнения, в сфере традиционной медицины, по данным Росстата, в России трудится около 2 млн медработников.
Во-вторых, даже в российской бизнес-среде, судя по данным аналитиков компании IFORS Research, велико доверие мистическим практикам. Это означает, что многие решения в деловой сфере принимаются у нас в соответствие с тем, что «звезды говорят».
МАГИЕЙ ПО КОНКУРЕНТАМ
Целью недавнего исследования IFORS Research было понять, насколько активно директора и владельцы малого и среднего бизнеса в России прибегают к эзотерическим методам. И оказалось, что каждый третий руководитель считает использование таких инструментов при принятии решений на работе полезным. Внутри этой группы почти 80% уже имеют личный опыт использования таких практик, наибольшей популярностью пользуется астрологический прогноз на ситуацию и нумерологический прогноз (см. «Наглядно»).
- Во времена постоянных изменений и неопределённости заниматься бизнес-планированием и решать стратегические задачи становится в разы труднее, ведь количество факторов, которые управленцам необходимо принимать во внимание для решения насущных проблем компании, увеличивается многократно. Неудивительно, что аналитики в такое время часто ошибаются, прогнозы экспертов оказываются неточны. И руководители компаний порой обращаются за советом не к бизнес-консультанту, а астрологу или тарологу, - так объясняют полученные данные авторы исследования.
Кстати, далеко не всегда целью магических манипуляций является повышение прибыли и других чисто деловых показателей. С помощью эзотерических практик руководители также пытаются повлиять на атмосферу в коллективе (38%) и на взаимоотношения с конкурентами (28%).
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
В бизнесе к эзотерике обращаются, когда рациональных сил не осталось
Почему предприниматели доверяют иррациональным практикам и связано ли это с тем, что в нынешнее время трудно прогнозировать события выстраивать долгосрочную стратегию своего бизнеса и жизни? Об этом мы спросили психолога Анну Девятку.
- Если бизнес успешен, одной эзотерикой, скорее всего, дело явно не обошлось, - говорит эксперт. - Однако, человеку всегда проще действовать, когда он может сверяться с каким-то планом. Нумерология, таро и астрология помогают некоторым усилить решимость рисковать, верить в себя и преодолевать препятствия, особенно когда рациональных сил уже не осталось, и хочется все бросить.
Мода на магические практики периодически то стихает, то нарастает с новой силой. Всплеск интереса к ним бывает в «трудные времена», когда в жизни много неопределенности. Если в нынешней ситуации кто-то совсем растерялся, утратил способность мыслить рационально и брать ответственность за свою жизнь и свой бизнес на себя, то действовать нужно следующим образом.
1. Возьмите паузу и разберитесь в видении своего бизнеса и себя как лидера.
2. Найдите работающие элементы, которые приносят доход. Эти процессы не надо менять, на них можно опираться.
3. Начните обсуждать происходящее с доверенными людьми и ищите возможности выровнять ситуацию. Не оставайтесь в одиночестве и ищите тех, кто вас поддержит. Но при этом и сами не плошайте, сохраняйте личную активность. Тогда черная полоса, если она вдруг наступила, будет временной, и за ней обязательно наступит белая - солнечная и светлая.
ТРЕНДЫ-2024
Что еще в моде на корпоративах
1. Дед Мороз и Снегурочка
- Это, конечно, неувядающая классика, - рассказал «КП» ведущий мероприятий Роман Арестов. – Но все последние годы Дед Мороз, по моим наблюдениям, присутствует только на каждой второй новогодней вечеринке. Дело в том, что качество работы Дедушек Морозов, особенно в бюджетном сегменте, часто оставляет желать лучшего. Ведущего и приглашенных артистов заказчики со всех сторон рассмотрят и оценят прежде чем подписать договор. Но они почему-то думают, что любой Дед Мороз, найденный по объявлению, априори должен быть хорошим. Увы, это не так. Бывают очень банальные выступления, когда с 40-летними людьми артист начинает работать так, как будто перед ним 4-летние мальчики и девочки. Поэтому, если непременно хотите Деда Мороза, приглашайте его ненадолго – минут на 30, чтобы он быстренько всех поздравил и отошел в сторонку, где желающие смогут с ним пофоткаться.
2. Приглашенный фотограф и отдельная фотозона.
- Это то, что я очень всем рекомендую, - советует эксперт. – Ведь на каждом корпоративе люди обязательно хотят сфотографироваться в новогоднем антураже – под елочкой, с коллегами по отделу, начальником, Снегурочкой… И снимают друг друга на телефоны. Профессиональный фотограф может поработать на мероприятии пару часов, поснимать конкурсы, пофотографировать всех желающих, и у компании останется прекрасная память о вечере. А если еще организовать симпатичную фотозону, например, с логотипом вашей организации, будет совсем хорошо.
3. Кавер-группы.
- Пригласить реальную звезду могут далеки не все организации. Бюджетный вариант - музыканты, которые поют чужие хиты, это сейчас явный тренд. Их и раньше приглашали, но сейчас живой вокал очень востребован, особенно у молодежи, - делится своими нкблюдениями Роман Арестов. – Можно найти группу посильнее и послабее, обговорить репертуар – что именно они будут петь. Но обычно все любят отечественные хиты. Правда, советую заранее посмотреть видео с выступлением группы. Бывает и так, что после двух-трех песен люди просили музыкантов отдохнуть и поставить оригинальные записи Шатунова или Шуфутинского. Не очень приятная ситуация.