В преддверии этого символического события министр спорта и глава РФС дал эксклюзивное интервью «Комсомольской правде» и Sovsport.ru.
– Тысяча дней – это некий рубеж, после которого устанавливают часы обратного отсчета. Мы понимаем, что процесс уже необратим. Мы хотим немножко отметить это событие. На Красной площади будет небольшое футбольное поле, там выступят юношеские сборные стран, которые были когда-то чемпионами мира. И мы, как страна-хозяйка, будущие чемпионы мира (смеется). Мероприятия пройдут во всех 11 городах, которые будут принимать чемпионат мира. Будут представители ФИФА, генеральный секретарь приедет. Я сегодня долго говорил с господином Блаттером. Он очень хотел приехать, но ситуация в ФИФА требует его постоянного присутствия.
– Кого из звезд мы ждем?
- У нас и своих звезд достаточно. Наши ребята, наши ветераны футбола, наши действующие футболисты - Акинфеев, Кержаков, Смертин, Кокорин, Габулов. Будет очень много детских команд. Футбольное сообщество. Из иностранных звезд приедут Лотар Маттеус, Джанлука Дзамбротта и Фернандо Йерро.
СТАДИОНЫ
- Виталий Леонтьевич, как идет строительство арен к чемпионату мира?
- В целом каких-то тревог нет. Есть некое отставание от графика в Волгограде и Нижнем Новгороде. Но оно некритичное. По нашим прогнозам, в октябре, крайний срок - в ноябре все пробелы будут устранены, и мы войдем в график . Ростов-на-Дону и «Лужники» строятся с опережением графика.
Особенная статья - стадион в Калининграде. Мы приняли решение сократить вместимость стадиона до 35 тысяч, проект разработан, выбран подрядчик, но пока мы не приступили к его строительству, потому что не можем остановиться на определенной цене вопроса. Думаю, это вопрос нескольких дней.
КРЫМСКИЙ ВОПРОС
- Недавно президент УЕФА Мишель Платини заявил, что он готов приехать в Крым.
- Это другая тема. УЕФА, исходя из своего устава, внесло запрет на то, чтобы крымские клубы играли под эгидой Российского футбольного союза. При этом УЕФА и ФИФА должны развивать футбол.
Мы предложили некую модель, чтобы сохранить детско-юношеский и профессиональный футбол в Крыму. Создана федерация футбола Крыма, она объединила и Севастополь, и Крым. Создан профессиональный чемпионат, который будет проходить уже под патронажем УЕФА, где даже говорят о выделении каких-то ресурсов. Поэтому приезд Мишеля Платини будет вполне естественным событием.
ДОЛГИ РФС
- Виталий Леонтьевич, вы недавно вновь стали президентом РФС. Уже разобрались с долгами?
- Я третий раз возвращаю доклад по финансам и третий раз не могу понять, каков же дефицит, какая же кредиторская задолженность. В этом плане, когда мне первый раз бюджет показали, там две строчки дефицита было - общий дефицит и собственный дефицит РФС. То есть какие-то вещи непонятные. Если у вас нет денег, зачем праздник футбола устраивать за сотни миллионов рублей?! Если у вас нет денег, зачем машины покупать...
Я хочу одну вещь сказать. Сейчас мы из критической ситуации перешли в тяжелую.
- Звучит оптимистично.
- Да. А теперь надо из тяжелой в сложную перейти и через пару лет - в нормальную, стабильную. Работа предстоит очень серьезная.
- Но хоть Капелло мы больше не должны? Какую сумму ему заплатили?
- Мы не можем ее назвать. Потому что мы подписали соответствующее соглашение с Фабио ее не разглашать. Как я сейчас возьму и публично назову? А он на меня в суд подаст. Если он ее назовет, я не возражаю.
Я не могу сказать, что Капелло перед нами суперсложные задачи поставил. Как он сказал, так он и сделал. Может быть, там какие-то вопросы технологические не были прописаны. Поэтому у нас каких-то вопросов к Фабио нет. Дай бог ему здоровья и успехов в будущей работе.
ПРО ДОГОВОРНЯКИ
- Виталий Леонтьевич, недавно с вашей помощью удалось предотвратить договорной матч «Урал» - «Терек». Но как о них можно узнать заранее?
- ФИФА, УЕФА создали систему раннего предупреждения через тотализатор. Если у букмекеров идут какие-то странные ставки, это некий вопрос к организаторам. В том числе и к Премьер-лиге... Как я прореагировал на последний матч? Как нормальный человек. Я позвонил одному президенту, другому и сказал: господи упаси, если это когда-то подтвердится, то оба клуба закончат… Должна быть система работы. Если есть подозрения - на такой матч назначается дополнительный делегат. Могут приниматься и другие решения. К примеру, замена арбитра. Мы это делали неоднократно, буквально в день игры меняется вся судейская бригада. Плюс нужно привлечь дополнительное внимание, показать матч в прямом эфире. Тогда все сразу увидят, что происходит...
К сожалению, мне кажется, что многие наши судьи не имеют сегодня авторитета среди игроков и среди тренеров. Получается, что он выносит решение, а его не воспринимают. У нас были в свое время и яркие личности. Пускай судья ошибался, но он это делал понятно, было ясно, что он ошибался. Нам предстоит сделать так, чтобы была одинаковая трактовка моментов. Это должно вернуть уважительное отношение к судьям.
Я бы в некоторых играх, не буду называть, пару игроков просто выгнал бы. Он арбитра просто в лицо, извините, посылает, чуть ли лбом не бьет, а тот пятится. Игрок говорит: да пошел ты, поворачивается и пошел. Судья ему, извините, в спину дает карточку. Я в ближайшее время найду возможность с судьями говорить. У кого есть рюкзаки каких-то обязательств, пусть они их отцепляют.
I speak English little
- Виталий Леонтьевич, как ваши успехи в английском?
- Я понимаю, и они меня понимают. Все время возить с собой переводчика ведь не будешь. Сегодня Блаттер звонил с утра. Потом переводчика включили, а первое время мы с ним пообщались. А эти яркие моменты – ну, так получается. Когда все эти события были в Цюрихе, там за мной просто гонялись. Я им говорю: I speak English little. – "Ну хоть один вопрос". – "Пожалуйста". Что, от них прятаться, что ли?
А на интервью, серьезно сядем, поговорим с переводчиком. Во всяком случае, самоучитель английского языка у меня лежит на тумбочке у кровати. Но это не значит, что я его каждый день смотрю.
О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРИЛ МУТКО
ПРО ОТКРЫТИЕ ЧМ-2018
- Возвращаясь к чемпионату мира. Уже есть понимание, каким будет открытие чемпионата. Может быть, есть человек, который готовит это открытие? Контракты уже заключены какие-то?
- Пока еще контракта нет. В принципе мы думаем на эту тему. Пока регламент открытия сохранен, это 30 минут перед первым матчем. Открытие состоится в Лужниках. Это, конечно, накладывает определенный отпечаток, чтобы сохранить газон, придется положить специальное покрытие, а потом все это быстро убрать и начать футбол.
- Такой же гала-концерт, как в Сочи, сделать не удастся?
- Нет, это совершенно другая история, здесь главенствует футбол, будет такое динамичное открытие.
ПРО ТАЛИСМАНЫ
- А что вы думаете про талисманы, и есть ли у вас какие-то предпочтения, кто должен ими стать?
- Главный символ, талисман чемпионата мира, конечно, должен олицетворять нашу страну, ЕЕ характер, особенность, традиции. У нас будет жюри, которое будет отбирать работы. Сейчас прошел первый этап, выбрано 10 образов. Дальше 53 вуза творческой направленности, где учатся молодые художники, получат право на базе этих 10 образов нарисовать талисман. Что это будет, посмотрим. И дальше пройдет голосование.
- Опять Ургант? Вы представляли эмблему чемпионата мира по футболу в программе «Вечерний Ургант». Опять будет нечто подобное?
- Наверное. Конечно, мы будем делать все, чтобы это было публично, красиво, чтобы каждое такое действо привлекало внимание к чемпионату мира.
ПРО СТАДИОНЫ СБОРНОЙ
- Вы сказали про то, что эти 10 стадионов будут использоваться в том числе и для сборных России. Раньше было понятие домашнего стадиона у сборных. Сейчас такого не будет после чемпионата мира?
- У нас, конечно, будет главная арена - Лужники, традиционный стадион. Это будет один из самых современных стадионов, я думаю, в мире, в Европе и у нас в России. Это будет такой национальный стадион. Безусловно, топовые матчи национальная команда будет играть в Лужниках. Больше вам скажу, мы рассматриваем вопрос создать на базе Лужников тренировочный центр национальной команды. В этом плане мы сейчас работаем, с правительством Москвы. На самом деле, конечно, это будут Лужники.
Но это не значит, что мы не будем играть в других городах. У нас появляется прекрасный южный стадион в Сочи. Краснодар построит свой стадион.
Кстати, мы сейчас перенесли игру с Черногорией из Петербурга в Москву. Это само собой разумеющееся решение. Ну как можно играть на стареньком стадионе «Петровский», вмещающем только 19 тысяч, когда у тебя есть суперсовременный стадион «Открытие Арена» на 45 тысяч мест.
Конечно, мы исходим из того, что это последняя отборочная игра национальной команды может быть ключевой. Мы считаем, что это, по сути, последняя официальная игра сборной в этом году. Или, наоборот, важнейший матч это перед стыковыми играми. Конечно, мы будем делать все, чтобы сборная играла на комфортных стадионах. Конечно, когда будет восстановлен стадион в Казани и достроен блестящий стадион в Санкт-Петербурге сборная и там будет играть. Это же народная команда, сборная, принадлежит нам всем, и мы будем делать все, чтобы она играла поо все стране. Но для этого нужна хорошая современная инфраструктура.
ПРО СОВМЕЩЕНИЕ ДВУХ ДОЛЖНОСТЕЙ
- Виталий Леонтьевич, недавно вы заняли пост президента РФС, при этом остались министром спорта. Хочется узнать, сколько процентов времени уходит на одну должность, а сколько на вторую? Как вы все успеваете?
- Сложный вопрос. Сейчас приходится заниматься, изучать ситуацию в футболе, в организации, в системе, в финансах. Конечно, это занимает огромное количество времени, безусловно, это дополнительная нагрузка. Скажу так, что в обычной ситуации это совмещать крайне сложно, конечно. Потому что есть спорт в целом, а есть конкретный вид спорта. Я вообще считаю, что развитием каждого вида спорта нужно заниматься ежедневно и круглосуточно. Иначе это неправильно. Но данная ситуация так сложилась, как она сложилась. И с точки зрения ситуации конкретной в российском футболе, и с точки зрения того, что мы готовимся к чемпионату мира. Волей-неволей мне приходится в той или иной степени этими вопросами заниматься и как председателю оргкомитета ЧМ-2018. Футбол – часть спорта, и подготовка к чемпионату мира у меня занимает много времени.
Буду находить возможности, естественно, не в ущерб всей остальной работы, развития спорта в целом. У нас много вызовов, впереди - и Олимпийские игры, и тысячи новых спортивных проектов. Это и развитие массового спорта, внедрение комплекса ГТО, модернизация системы подготовки резервов. Конечно, если вы посмотрите на календарь, у нас как броуновское движение - закончились чемпионаты мира по борьбе, художественной гимнастике, тут же боксеры готовятся к отъезду, впереди выезд тяжелой атлетики, в Сочи стартуют Всемирные пляжные игры. Вернее, сейчас идут российские игры, а Всемирные игры инвалидов стартуют 27-го. То есть у нас календарь огромный, здесь очень много забот, дел. Конечно, приходится надлежащим образом все это организовывать. Я надеюсь, что и в РФС мы сейчас подправим дела.
- Есть вопросы?
- Конечно. Это те вопросы, о которых я говорил. 5-7-8 вопросов главных, которые нужно решать. Я сразу ими и занялся. Они все на поверхности. Конечно, надо восстановить надлежащее управление. И сейчас оно более-менее восстановлено, вы видите, спокойствие
Я каждый день после каждого тура выслушиваю доклады, сам смотрю очень многое. То есть надо возвращать нормальную систему управления, не дублировать друг друга. Дать большую долю самостоятельности, но четкой и понятной всем самостоятельности. А дальше мы изменим несколько структуру управления, кадровые решения примем, какие-то приоритеты обозначим, что нужно делать, и будем работать.
ПРО ПРЕМЬЕР-ЛИГУ
- По поводу премьер-лиги. Было достаточно много критики по отношению именно к РФПЛ. Вы довольны работой этой организации?
- Я здесь субъективный оценщик, я стоял у истоков ее создания. Здесь должны быть некие критерии оценки, они должны определять.
- Ну, отсутствие скандалов, посещаемость.
- Вы правильно говорите, это сегодня качество футбола. Как мы можем его определить? Через наши рейтинги, европейские кубки, уровень посещаемости матчей. Какова организация футбольного процесса и его экономическая привлекательность. Здесь очень много критериев. Если мы все их посмотрим, мы видим, что нам еще работать и работать. Я читаю некоторых руководителей, он говорит, что хорошая посещаемость матча ЦСКА – «Спартак» была потому, что сыграл свою роль черный пиар. Если дают такую оценку, то этот руководитель далеко пойдет.
Каждый кулик должен свое болото хвалить. Нужно раскручивать футбол. Ты свой продукт должен продавать. Если ты сам свой продукт не продаешь, не откроешь выгодные стороны проблем, то и через 100 лет здесь соберутся другие люди вместо нас и будут говорить все о тех же проблемах – количестве мячей, нехватке… Поверьте мне, футболу 100 лет, и если вы возьмете 90-е годы, я говорил о тех же проблемах – посещаемости, качестве футбола, как оптимизировать состав, как тренера подобрать, какие цены поставить на билеты. Всё то же самое....
Мне просто обидно, что это приходится делать практически второй раз.
- Да, у вас уже было…
- То же самое. Почти. Может быть, объемы были другие, но почти. Права были отданы лет на 15 вперед, мне пришлось всё выкупать с дисконтами назад. Потому что у тебя должна быть база, чтобы предложить что-то. Приехать в какую-то организацию и сказать: у меня есть что-то. А если у вас нечего продавать, всё за вас уже продано, как вы можете развиваться?
Сейчас, конечно, мы поставили шлагбаум, поэтому я вижу, куда ресурсы должны идти, что должно быть приоритетом.
ПРО ИСПОЛКОМ РФС
- Вы довольны исполкомом как органом? Потому что к нему было очень много вопросов?
- Как вы хотите, чтобы я на этот вопрос ответил? - лукаво улыбается Мутко. - Сегодня исполком действующий, он действует по нашему уставу. Он в структуре органов управления, идет конференция - исполком - президент. Исполком действующий, у него есть свои полномочия... В своих предвыборных программах я не говорил, что удовлетворен этим исполкомом. Я высказывал свое недоумение по тому, что столько времени все органы футбольного союза были в каком-то непонятном состоянии. То есть конференция ни разу не выполнила свою функцию, не заслушала ни разу…
- Финансовый доклад.
- Хотя бы. Потому что это положено – отчет по настоящему. Нет ни одного аудита и прочее. Бюджет этого года не утвержден вообще. Но люди-то тратят деньги. Суммы-то приличные проходят, кто-то же несет ответственность. А его нет. Хочется, чтобы все органы в управлении играли свою роль. Поэтому я в своей программе говорил об этом.
Первый пункт – это, конечно, восстановление нормального управления, управляемость всех органов: конференция, исполком, комитеты, комиссии, администрация. Все органы должны работать. Еще раз надо вернуться к структуре, еще раз к положению. Всё это мы должны сделать. Как мы это будем делать? Естественно, я не собираюсь никаких чрезвычайщин… У нас будет очередная конференция, в феврале допустим (мы еще не определили дату), на которой будут внесены соответствующие изменения в устав. Там мы очень четко пропишем, еще раз уточним полномочия всех соответствующих органов, которые я назвал, а после этого, не исключаю, мы проведем и соответствующую корректировку через выборы всех этих органов управления Российским футбольным союзом. Чтобы это было мобильно, управляемо, чтобы понятно было, чтобы не было дубляжа, когда ты приходишь на исполком, а по сути, там премьер-лига. В чем смысл? Я могу спуститься в премьер-лигу, все это выслушать у них, прийти на исполком с их представителями, что-то доложить.
Не все субъекты футбола представлены. Это и есть надлежащее управление. У нас три профсоюза работают. Конечно, мы должны систему управления восстановить. Это вопрос номер один. Не будет работать система управления, неважно, кто будет, я или другой… Нам нужна система, потому что и тяжелый устав… Проведите выборы членов исполкома, 8 туров. Смешно просто. Сейчас полегче стало чуть-чуть, но в целом нам надо многие вещи сделать. Сделаем, поработаем.