ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 23, 2023

Возвращение к истокам

Рейтинг: 0

Автор: Олег Баксанский. Профиль

Высшее образование России на пороге больших перемен. Реформа высшей школы вызвана отказом от Болонской системы в пользу традиционных принципов подготовки дипломированных специалистов. В чем смысл преобразований, и что ждет преподавателей и студентов?

«Не отвечает интересам страны»

Переход на новую систему высшего образования инициировал президент Владимир Путин. В своем послании Федеральному собранию глава государства предложил вернуться к традиционной для нашей страны системе подготовки специалистов в высших учебных заведениях, что предполагает изменение срока обучения и учебных программ. При этом следует предусмотреть возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Отдельным уровнем профобразования сделают аспирантуру, чтобы готовить ученых и преподавателей для высшей школы.

Профильные министерства и ведомства не стали откладывать дело в долгий ящик. По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, в ближайшее время университеты под контролем министерства разработают новые образовательные программы, рассчитанные на 4–6-летний срок обучения студентов. «Мы понимаем, что пресловутая Болонская система больше не справляется с задачами ускоренного технологического развития и модернизации экономики России, а значит, не отвечает интересам нашей страны», – отметил Фальков.

История Болонской системы (процесса) восходит к 1998 году, когда Германия, Италия, Франция и Великобритания достигли согласия по вопросу формирования единой европейской образовательной системы. Декларацию «Зона европейского высшего образования» представители 29 стран Старого Света подписали 19 июня 1999 года на конференции в итальянской Болонье, где находится старейший в мире университет.

Основной целью Болонской системы заявлялось повышение конкурентоспособности европейских вузов на мировом образовательном рынке, создание единого образовательного пространства. Укрепление связи между вузами и введение единых стандартов предполагали свободное передвижение студентов, преподавателей и управленческого персонала. Единое европейское образовательное пространство было создано в марте 2010 года.

Следующим шагом стало введение трехуровневого вузовского образования (бакалавр – магистр – доктор) и дипломов единого образца, а также системы оценки уровня знаний. Были введены условные зачетные единицы – кредиты. Каждые 25–30 часов занятий конвертируются в один кредит. Эта зачетная единица не имеет срока давности и принимается в любом европейском вузе. Чтобы получить степень бакалавра, нужно набрать 180–240 кредитов (3–4 года учебы), магистра – еще 90–120 (1–2 года учебы).

Принципиальное решение о присоединении России к Болонскому процессу было принято в сентябре 2003 года. В 2007 году вступил в силу закон о введении бакалавриата и магистратуры. Такой шаг выглядел естественным и полезным, поскольку тогда шла речь о перспективах создания «единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока» (энергетика, транспортные коридоры, торговля). По логике, это требовало взаимного признания дипломов.

Однако новшество с трудом приживалось на российской почве. За 15 лет не все вузы полностью перешли на европейский формат, считая Болонские стандарты несвойственными и вредными для отечественного образования. Многие ректоры ставили под сомнение целесообразность слепого копирования западного опыта. По их мнению, такие попытки наносили вред отечественной высшей школе, построенной совсем на других принципах и ценностях.

Вероятно, все это могло бы тянуться и дальше, если бы не события вокруг Украины. В апреле 2022 года в качестве санкционного ответа на специальную военную операцию Болонская группа объявила о приостановке участия России и Белоруссии в своих структурах.

Десять месяцев спустя Владимир Путин в ежегодном обращении к Федеральному собранию заявил о прекращении сотрудничества в этой сфере. С одной стороны, ни у кого не осталось сомнений, что западные санкции против РФ введены всерьез и надолго. С другой – нет смысла пытаться развивать проект, который до сих пор вызывает жаркие споры и не доказал свою эффективность.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни