Вслед за крупнейшими контейнерными линиями от обработки российских грузов отказываются и ключевые европейские порты. Ряд терминалов в Роттердаме, Антверпене и Гамбурге — основных перевалочных хабах на маршруте Азия—Европа, откуда грузы поступают в том числе в РФ через Петербург,— отказались загружать или разгружать суда российскими грузами. Поводом послужили в том числе решения таможенных органов Голландии и Бельгии, приостановивших выпуск отправлений на Россию. Пока операторы Петербурга работают штатно, однако уже наблюдается отток клиентов на Суэц, порты Дальнего Востока и далее железной дорогой.
Таможенные органы Голландии и Бельгии решили прекратить выпуск грузов на Россию, из-за чего в крупнейших европейских перевалочных хабах Роттердаме и Антверпене ряд терминалов отказались загружать и разгружать суда, рассказали “Ъ” источники на рынке. Возможно, по той же причине доставку отправлений в РФ прекратила DHL, у которой в Бельгии находится один из крупнейших хабов. Ссылки на таможни содержатся в переписке операторов и агентов с клиентами, которые видел “Ъ”. Письма “Ъ” в госорганы и портовые администрации обеих стран остались без ответа.
«Введенные санкции вкупе с неясностью их воздействия на повседневные операции или развитие ситуации в будущие дни вызывает неопределенность у многих предприятий,— сообщает в своей аналитике порт Роттердама.— Вследствие этого компании будут принимать индивидуальные решения о том, как обращаться с российскими грузами, как уже сделали некоторые контейнерные терминалы и шипинговые компании».
“Ъ” видел уведомление от оператора терминала RST в Роттердаме, где говорится, что таможенные органы Голландии запретили погрузку экспортных контейнеров на РФ, ввиду чего и оператор прекращает взаимодействие с российскими контейнерными грузами.
А также предупреждение от сервисной компании в порту Роттердама о невозможности загрузки судна на основании позиции таможенных органов.
Похожая ситуация сложилась в Гамбурге. PortNews приводило письмо от 1 марта, разосланное клиентам немецкой Hamburger Hafen und Logistik AG. В нем говорится, что терминалы компании прекращают принимать и отправлять груз, следующий на РФ и из нее, а также осуществлять трансшипмент. Получение письма “Ъ” подтвердили источники в трех логистических компаниях.
Отказ от перевалки российских грузов идет параллельно с общим отказом от работы с ними крупнейших контейнерных линий — Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd и других (см. “Ъ” от 2 марта). Вчера Maersk в обновлении клиентского уведомления отметила, что, хотя поставки продукции первой необходимости продолжаются, компания «предостерегает против продолжения отправки портящихся грузов из-за серьезных задержек в крупнейших перевалочных узлах, в ходе которых груз может быть поврежден».
Таможенные органы ЕС и Великобритании, сообщает Maersk, тщательно обследуют весь груз, следующий в РФ или из нее через их порты и терминалы, для выявления санкционных и ограниченных поставок: «Задерживается весь груз, и наши и без того переполненные перевалочные хабы оказываются под еще более серьезным давлением».
Источник в отрасли оценивает количество контейнеров на пути в Россию в 150–200 тыс., что «окажет давление на терминалы, где их теперь придется выгрузить».
Контейнерные грузы через Роттердам и Антверпен традиционно поступают в Петербург. Российские операторы пока сохраняют нормальный режим работы. «Терминалы группы Global Ports обрабатывают суда в соответствии с текущим расписанием судозаходов,— говорят в компании, владеющей в Петербурге Первым контейнерным терминалом.— Операции с грузами, прибывающими и отправляющимися по железной дороге и автотранспортом, производятся в рабочем режиме. Обязательства перед клиентами обеспечиваем в полном объеме. Вместе с акционерами и партнерами отслеживаем ситуацию и риски, оперативно информируем клиентов об изменениях».
В Первой портовой компании Владимира Лисина (владеет «Контейнерным терминалом Санкт-Петербург») сообщили, что принимают «все необходимые меры по обеспечению транспортного баланса и эффективной операционной деятельности терминала». Терминал находится в постоянном контакте с клиентами и продолжит оперативно реагировать на любые изменения ситуации, добавили там.
Адам Смит, английский экономист и философ, «Исследование о природе и причинах богатства народов»:
«Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти».
Недоступность западного deep sea маршрута уже подталкивает клиентов к переходу на мультимодальный через порты Дальнего Востока и далее по Транссибу. «Результатом действий западных компаний станет перераспределение грузопотоков в большей степени в пользу мультимодальных маршрутов (сочетающих перевозку по морю и железной дороге),— говорит директор по продажам и развитию бизнеса ООО "ФЕСКО Интегрированный транспорт" (входит в группу FESCO) Алексей Кравченко.— Мы это уже видим». Он уверяет, что «на фоне отказов иностранных линий от перевозок грузов в РФ FESCO продолжает бесперебойную работу на этих направлениях».
Переключение грузопотоков на мультимодальный сервис, добавляет топ-менеджер, происходило весь 2021 год, однако «с началом кризиса процесс активизировался», и FESCO уже получает предложения от клиентов, традиционно работавших через европейские перевалочные хабы и Санкт-Петербург и Новороссийск, в частности от китайских и японских грузоотправителей. Он ожидает, что при общем падении импорта, связанном с нестабильностью валютного курса, возрастет экспорт в Азию — в частности, в Китай, где у многих экспортеров уже заключены контракты в юанях.