«Между Пашей и Машей разница в возрасте 11 лет... Когда у Паши начался переходный возраст, приходилось его иногда критиковать, что-то требовать, а Машу только зацеловывали и носили на руках. Помню, что-то долго сыну выговариваю, а Маша со мной, я ее обнимаю. И однажды Павел от ревности сломал карту памяти с фото сестры! Малышей ведь без конца фотографируют, и сын на это обиделся», — вспоминает актриса Марина Зудина.
— Марина, на днях в вашей семье отметили особый семейный праздник: вашей дочке Марии Табаковой исполнилось 18 лет. Поздравляем!
— Спасибо!.. Мы собрались семейным кругом: я, мои родители, Павел со своей девушкой, Мария с молодым человеком. Дочка сама выбрала ресторан. А до этого и после этого отмечала свой день рождения отдельно от семьи.
— Да, дочь вовсю готовится к ЕГЭ: занимается с репетиторами, ездит на пробные работы по ЕГЭ. Мария будет сдавать обществознание, английский и математику, потому что в вузе хочет изучать рекламу, продвижение продукта. Сначала она думала о менеджменте в сфере фэшн-дизайна — в индустрии моды. Но сейчас решила, что лучше более широко ознакомиться с принципами ведения бизнеса, ведь подобные знания пригодятся в разных сферах. Когда спрашиваю, почему ты выбрала именно такой факультет, дочь отвечает: «Мне важны контакты, знакомство с людьми, с которыми в дальнейшем мне будет интересно вместе что-то делать, придумывать…» Кстати, крестный Марии хотел, чтобы она поехала учиться в Монако, он живет неподалеку. Но дочь решила учиться в Москве.
— Она! Как самостоятельный и ответственный человек. Начнем с того, что репетиторов Маша выбирала сама. И про дни открытых дверей в вузах узнавала, принимала участие в олимпиадах, в некоторых побеждала… Так как я абсолютно несведуща в иных, чем театр и кино, сферах, Маше приходится двигаться самой, искать свои пути. А я слежу за этим с большим интересом. Дочь вообще больше про себя знает и лучше понимает, чего хочет, чем я.
— Несколько раз говорила с ней об этом, потому что Маша фотогенична и ее «любит камера», но… Я не совсем понимаю, в каких проектах дочь могла бы сниматься. Смотрю множество сериалов, особенно молодежных, и вижу криминал, проблемы трудных подростков, непонимание с родителями, неблагополучные семьи. Маша со всем этим никогда не сталкивалась. Конечно, актер не обязательно должен в жизни испытать то же, что и его герой, но все-таки сложно, когда имеешь мало представления о среде, в которой обитает твой персонаж. По-моему, дочь просто не видит того кино, в котором ей хотелось бы сняться, потому и не собирается становиться актрисой. А когда она была маленькой, я замечала у нее интерес к актерской профессии. Хотя, наверное, он у нее в основном все-таки был связан с отцом. А после ухода Олега Павловича (Маше тогда было 11 лет) все изменилось, и интерес к театру стал пропадать.
Я сама в разное время — 20 лет назад, 15, 10 — задавала себе вопрос: любила бы я так театр, если бы не было в моей жизни Олега Павловича и его театра-студии? И честно отвечала: наверное, нет. Просто рядом оказалась личность, благодаря которой я обожала театр — именно такой, какой любил сам Олег Павлович. Этот театр, конечно, очень отличается от других. Поэтому-то многие театральные люди так сильно ощущают уход Олега Павловича и других великих людей поколения шестидесятников... Да, я люблю именно ТОТ театр, который создавал Олег Табаков. Когда смотрела сериал «Актрисы», думала, что происходящее на экране к моей жизни не имеет никакого отношения. А для многих других актрис имеет, они вот так, через боль, ощущают эту профессию...
Но посмотрим, что будет дальше. Я вполне допускаю, что позже Маша может изменить свой выбор. К тому же сейчас немало актеров, не имеющих специального образования. И в Америке таких хватает. Вы знаете, в свое время у Олега Павловича была задумка сделать спектакль: он бы рассказывал о войне ребенку, которого играла бы Маша. Но не сложилось. И мы никогда не искали Маше агента, не протежировали ее. Хотя в дочке есть очень важные для артиста качества.
— Какие?
— Характер и индивидуальность. В позапрошлом году меня пригласили выступить в парке «Зарядье», спеть песню «Александра, Александра» из фильма «Москва слезам не верит». Планировалось, что это будет дуэт с Димой Харатьяном, но он в итоге не смог. И мне предложили спеть с Машей. В этой картине снимался Олег Павлович, так что выстраивалась красивая история. Послала Маше фонограмму мелодии, мы пару раз порепетировали и потом уже пели перед огромным количеством зрителей с живым оркестром. И меня поразило, как смело Маша это делала. Я переволновалась, а в ней есть настойчивость, которая была в Олеге Павловиче, она тоже борец...
Вот сейчас рассказываю, куда будет поступать Маша, а сама все время вспоминаю тот солнечный день, когда она родилась. В роддом приехали Олег Павлович и Павлик. Что муж тогда говорил, прошло мимо меня: все время хотелось спать. Хотя то, что он сказал по поводу новорожденного Павлика, помню хорошо: «Какой красивый!» Понимаете, сложно ведь назвать сморщенного малыша красивым… (Улыбается.)
А вечером того дня, когда родилась Маша, на сцене МХТ состоялась премьера спектакля Миндаугаса Карбаускиса «Похождение, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Там играли Сережа Безруков и Олег Павлович. Помощница мужа мне потом рассказывала, что всем было не до новой постановки: рождение дочки Табакова потеснило премьеру, и журналисты в основном спрашивали про это. На следующий день одна газета вышла с заголовком на обложке: «Олег Табаков: «У меня родилась дочка. Вес 3500, рост не помню». Она у нас в рамочке на стенке висит...
— Как выбирали имя дочери?
— Она родилась на Благовещение. Но имя Мария мы для нее выбрали еще до ее рождения. Кстати, у Олега Павловича маму тоже звали Мария! Но выбор был связан не с этим. И то, что наш сын носит имя деда, — тоже совпадение: я выбирала между Павлом и Ильей — последнее напоминало об Обломове, которого сыграл муж, — но в итоге мы выбрали Павла. А дочь я вначале думала назвать Полиной или Ульяной. Это мягкие, красивые имена. К тому же Олег Павлович очень любил Ульяну Лопаткину, считал ее великой балериной. Но потом я почувствовала, что у девочки в моем животе энергия не мягкая, как у Поли или Ули, а другая — сильная. И у меня почему-то возникло имя Мария. Олег Павлович сказал: «Конечно, давай!» С того дня прошло 18 лет абсолютного, безмерного счастья. Я настолько близко ощущаю Машу, она просто часть меня! Сына и дочь одинаково сильно люблю. Просто Маша женщина, и она мне понятней, у нас много общих интересов...
Знаете, я периодически ловлю себя на мысли, что благодаря детям у меня нет страха перед возрастом. Ведь они твое продолжение, ты с ними заново проживаешь те же эмоции, что в юности...
— Во многих семьях старшие дети ревнуют родителей к младшим.
— У моих разница 11 лет... Сам Паша в интервью рассказывал, что был рад появлению сестры: мол, родители от него отстали. Но думаю, какая-то минимальная ревность у него все-таки присутствовала. У Паши тогда начался переходный возраст, приходилось его иногда критиковать, что-то требовать, а Машу только зацеловывали и носили на руках. Так совпало. Помню, что-то долго сыну выговариваю, а Маша со мной, я ее обнимаю. И однажды Павел от ревности сломал карту памяти с фото сестры! Малышей ведь без конца фотографируют, и сын на это обиделся. Но мы это быстро переросли.
— А как скоро вы вернулись на сцену? Некоторые женщины так и не могут скинуть набранные за время беременности килограммы...
— Месяца через три уже играла некоторые роли, а активно вернулась к работе, когда Маше было полгода... За беременность я поправилась на 18 килограммов, а когда кормила дочь, ела все, что хотела. И никакого страха по этому поводу не испытывала. До этого лет пятнадцать я оставалась в одном размере и твердо верила, что лишний вес уйдет. Внутренний настрой — самое главное, все идет от головы. И потом, когда кормила Машу, все-таки сильно уставала, это же энергетически затратно. Так что я знала, что похудею без диет.
— У вас был разный подход к воспитанию мальчика и девочки?
— Воспитание в принципе не может быть разным: понятия добра и зла, «что такое хорошо и что такое плохо» для всех едины. Но, конечно, приходится учитывать индивидуальность ребенка — любого. Интересоваться его мнением. Помню, дизайнер очень удивилась, когда я, выбирая четырехлетней Марусе кроватку, сказала: «Покажу дочке фото, пусть сама выберет». Может быть, кому-то странно, что с таким маленьким ребенком что-то обсуждают. Но, мне кажется, дети это всегда ценили.
— Какие черты характера у Маши от отца?
— Как и Олег Павлович, Маша удивительно терпима и доброжелательна. Поэтому за все эти 18 лет я всего раза четыре на нее раздражалась, кажется, это было связано с ее долгими сборами куда-то, когда я сильно опаздывала… Однажды я не успевала на репетицию, а Маша очень долго собиралась — она ехала на день рождения. Дочь вообще ко всему подходит основательно. Чтобы собраться, ей нужен час! Я Машу торопила, подгоняла, а она терпеливо это все выслушивала, мне даже в какой-то момент так жалко ее стало и я к ней огромный прилив нежности ощутила. Но и сын в мой адрес нежен и терпим.
— А как вы восприняли появление в жизни Маши молодого человека?
— У дочки сейчас романтический период, и у нее уже своя отдельная жизнь. Для женщины очень важны чувства, влюбленность, любовь. Дочке хорошо, и я радуюсь вместе с ней. Мне вообще очень нравится, когда у близких, знакомых возникают какие-то отношения. Меня это вдохновляет, подпитывает. А уж когда влюбленность происходит с твоими детьми, это тем более радостно — вне зависимости от того, как все сложится дальше. Загадывать ведь невозможно...
— Марина, вы уже давно снимаетесь в кино. Из ваших последних проектов особенно популярным стал сериал «Содержанки». В чем секрет его успеха?
— Да, «Содержанок» многие смотрят. Люди часто подходят и говорят: «Ой, как нам нравится этот сериал…» Предсказать успех у зрителя того или иного кино невозможно. Иногда бывает очень интересная роль, но сам проект не выстреливает... Возможно, сильная сторона «Содержанок» в многофигурности. В этом сериале много героев, они все связаны между собой, а клубок взаимоотношений — это всегда интересно. Снимать такое хитросплетение характеров и судеб непросто. Ну а мне как актрисе сложно было в каждом из четырех сезонов работать с новым режиссером, ведь у них разное видение истории, разный подход. А у зрителя в голове уже сложился определенный образ понравившихся героев И если они начинают резко меняться, это иногда вызывает некое неприятие у публики...
— В «Содержанках» у вашей героини роскошные костюмы...
— На первых трех сезонах у нас была одна художница — Наташа Каневская, дочка актера Леонида Каневского. Мне было с ней легко, потому что мы вместе уже работали и в театре — в спектакле МХТ «Идеальный муж»...
Драгоценности, которые иногда носит моя героиня в сериале, — настоящие, очень дорогие. К началу съемочного дня их привозили, охрана дежурила на площадке, а после окончания съемок увозили обратно в бутик. Правда, со временем ребята так к нам привыкли, так доверяли, что однажды в украшениях я ушла в ресторан и уже оттуда названивала: «Кому отдать бриллианты?» К слову, и на таких мероприятиях, как вручение премии «Золотой орел» или «Кинотавр», тоже предоставляют эксклюзивные украшения и меня всегда сопровождает охранник. Это очень удобно: когда тебя фотографируют, можно дать ему подержать сумку или пальто. (Смеется.) И еще невероятная деталь! Ко дню рождения дочери я себе тоже сделала подарок и купила серьги, в которых снималась в «Содержанках»! Они мне тогда очень понравились, а недавно я случайно их увидела и купила.
— А вы часто отказываетесь от предлагаемых ролей?
— Да, потому что, видимо, немножко избалована хорошими режиссерами, интересными сценариями. Но не все так однозначно. Я смотрела пару сериалов, в которые меня звали и от которых я отказалась. Один показался мне чудовищным, а вот второй можно было смотреть — благодаря хорошим артистам. Но на этапе сценария обе истории выглядели ужасно: читала, и мне было неловко! Да, так часто бывает: на бумаге кошмар, полный бред. А готовый фильм усилиями режиссера и актеров становится приемлемым, благодаря правильному кастингу история как-то выруливает. Но я-то не могу это предугадать. Видимо, надо не ориентироваться только на сценарий, а учитывать, кто будет играть, кто будет снимать, хотя часто фамилия режиссера мне мало что говорит. В общем, возможно, стоит иногда и рискнуть...
— На каких героинь вас обычно приглашают?
— Период романтических героинь закончился, и мне интересны характерные роли уверенных и сильных женщин или что-то очень забавное! Часто предлагают роли мам. Иногда роль прописана интересно, иногда ужасно — чистая мелодрама. Если же говорить о необычной героине, то это роль в фильме «Лада Голд» режиссера Никиты Власова. Недавно виделась с Леной Валюшкиной (мы с ней в одном проекте играем) и с Викой Исаковой, и они обе сказали очень добрые слова именно про эту мою работу. Мне нравится делать то, что неожиданно! Но главное, чтобы проект в целом был талантливый и снимала его группа единомышленников. Так произошло с «Ладой Голд». Сначала я была в недоумении: какая-то Буба, какие-то бандитские разборки, героиня, вышедшая из тюрьмы, женщина жесткая, резкая. Я ничего не поняла: где я и эта Буба?! Потом перечитала сценарий и обнаружила, что это все-таки комедия. И когда встретилась с режиссером, сказала: «Давайте попробуем!»
Да, мне интересны такие характеры, как в «Ладе Голд». Очень благодарна Никите Власову, он увидел во мне то, что другие режиссеры не замечали. Хотя подобная роль у меня все же была в одном фильме продюсера Александры Ремизовой. Там я играла мать героя Макса Матвеева, очень жесткую и властную, которая искалечила ему жизнь. К сожалению, сняли только пилот той истории.
Мне не интересны чисто бытовые сюжеты, в них не очень себя вижу. В сценарии нужны характеры, тема. Поэтому выбирать сложнее. Потом, как ни крути, с возрастом все равно меньше интересных предложений. Это у мужчин возрастных героев очень много, а у женщин — мало. Если в сериале будет шесть или восемь интересных ролей для актеров 50+, то для зрелых актрис всего одна или вообще ни одной...
— Помимо съемок в кино, вы продолжаете выходить на сцену, и не только в репертуарном театре…
— У меня есть один необычный проект — спектакль Woman, в котором играю вместе с Марией Мироновой и писательницей Ирадой Берг. Мы познакомились с Машей два года назад на телепроекте «Танцы со звездами». А за много лет до этого я выходила на сцену вместе с ее бабушкой! Олег Павлович тогда пригласил Марию Владимировну Миронову в свой театр, и мы играли с ней в постановке. Потом ездили с театром в Америку и там 7 марта все вместе отмечали день рождения ее сына Андрея Миронова. В Марии Владимировне, несмотря на возраст, чувствовалась очень сильная, мощная энергия, устойчивость. И такая же энергия, жизненные силы есть и в ее внучке Марии.
Woman мы уже не раз играли, а другой проект только готовится. 26 мая на Новой сцене Александринского театра состоится премьера очень необычного спектакля: в нем примет участие пианист Борис Березовский, победитель знаменитого конкурса Чайковского! Оказалось, что этот всемирно известный академический музыкант очень любит блюз, у него в Екатеринбурге есть знакомые джазовые музыканты. Ирада Берг написала пьесу, действие которой происходит в баре, куда приходят разные люди со своими историями. Я играю одну из посетительниц этого заведения. А Борис исполняет блюз и еще выступает как драматический актер. Совершенно новый для меня опыт, тем интереснее! Надеюсь, что после Александринки сыграем спектакль и на других сценах, в том числе и в Москве...
— У вас много работы. Удается уделять время внучке Мие — дочке вашего сына Павла?
— Миа — ей уже три с половиной года — осенью долго жила у другой бабушки, в Муроме. Потому что ее мама Соня (актриса Софья Синицына. — Прим. ред.) снималась в Питере в большом проекте у режиссера Николая Хомерики. Но теперь Мию привезли в Москву, и я могу с ней чаще видеться. Думаю, по мере того, как девочка будет расти, мы все больше времени станем проводить вместе... Мне кажется, чем больше родных людей вокруг тебя, тем лучше, тем ты сильнее. Я, как Олег Павлович, за объединение близких людей. Пусть будет много детей и все они дружат между собой.
— На кого внучка похожа?
— Я вижу в ней что-то от Олега Павловича: у нее очень лукавый взгляд. И она тоже активная, наполнена позитивной энергией. Так что Олег Павлович продолжается в своих потомках!
Интересный факт
Когда Марина решила поступать в театральный, профессор Школы-студии МХАТ Ольга Фрид сказала маме будущей актрисы: «С ее внешними данными это вряд ли...» Но абитуриентка не потеряла веру в себя. Узнав, что в ГИТИСе добирает студентов Олег Табаков, она поняла: это ее шанс! Зудина на прослушивании выложилась «на все сто» и в 16 лет стала студенткой сразу второго курса ГИТИСа.
Интересный факт
У детей Зудиной и Табакова имена родителей Олега Павловича. Но Марина говорит, что это скорее совпадение, на выбор имен повлияли другие причины. Для дочки рассматривались варианты Полина или Ульяна, а для сына — Илья. Но остановились на именах Мария и Павел.
Интересный факт
Мария Табакова выросла в актерской семье, однако ни разу не снялась в кино со своими знаменитыми родителями и не была занята в постановках МХТ им. Чехова и «Табакерки», которые возглавлял ее отец. Девять лет Маша училась в Москве в Британской школе, занималась живописью. А сейчас девушка оканчивает хорошую частную школу.
Интересный факт
Сниматься в кино Марина Зудина начала, еще учась в ГИТИСе. И это сразу были заметные проекты: главные роли в драме Георгия Натансона «Валентин и Валентина» и в сказке «После дождичка, в четверг...» (в ней Марина сыграла царевну Милолику, а Олег Табаков — Кощея), а также большая роль в картине Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром».
Интересный факт
Марина Зудина окончила музыкальную школу по классу фортепиано. В детстве она мечтала стать оперной певицей, потом полюбила оперетту. Интересовалась балетом и даже поступала в хореографическое училище. Но все-таки решила стать актрисой. Готовясь поступать в театральное училище, Марина год занималась с фониатром, чтобы развить голос.