Сегодня в Санкт-Петербурге открывается Форум объединенных культур - новый формат Санкт-Петербургского международного культурного форума. Как сообщила глава его оргкомитета, вице-премьер Татьяна Голикова, на него соберутся представители 73 государств. О подробностях культурной повестки форума "РГ" рассказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Почему важно поддерживать серьезный международный разговор о культуре? Он показывает, что мы не сломлены в своем культурном достоинстве, что у нас есть идеи, интересные миру?
Михаил Пиотровский: Да, собирая форум, мы доказываем, что мировой культурный дискурс продолжается с нашим участием.
Но для меня в ситуации, когда все привычное куда-то отошло, главное - возможность уделить больше внимания необычному. Из этого необычного родится будущее…
И, по-моему, этот форум - забота не столько о нас, сколько о мире. Раньше форум был больше для нас. Все съезжались, что-то рассказывали нам, а мы - им, и это был такой фестиваль культурных разговоров. А тут задумано серьезное обсуждение проблем будущего, которое, конечно, определяется культурой. Экономикой пусть управляются более простые вещи, а будущее - это уже ясно - управляется культурой.
На форуме не будет привычных гостей из США и Западной Европы.
Михаил Пиотровский: Да, некоторые привычные гости к нам не приедут. Но это одна часть мира - другие приедут. И уже ясно, что приедет много очень интересных гостей. Да, нет Северной Америки, но представительность форума это не подорвет. Для меня лично важно, что у нас будут представлены самые музейные места в сегодняшнем мире - в странах Персидского залива. Там не только всем известный "Лувр в Абу-Даби", но десятки новейших, современнейших, красивейших музеев с хорошими коллекциями как древностей, так и современного искусства.
Будет участвовать Китай, страна древней цивилизации, где совершенно новые музеи возникают каждые три дня. С Ираном - еще одной страной древнейшей цивилизации, очень интересно осваивающей свое культурное наследие, - у нас тоже возникают разные музейные планы.
Что задает интерес гостей к форуму?
Михаил Пиотровский: Я думаю, что на самом деле всем очень интересно посмотреть, что же такое у нас происходит. Ну и сейчас у нас у всех появляется возможность быть не в контексте больших культурных держав, а в своем собственном. Россия и Китай ни на кого не давят, Индия тоже. А когда нет давящих больших культурных держав, то появляется возможность обсуждать свое будущее в ситуации, когда… старшие ушли.
Когда нет некоторых игроков, в мире прорезаются какие-то совершенно другие правила.
Если дискуссии хорошо прозвучат и все уедут вдохновленные, с важными идеями и пониманием, что рождается что-то новое, это в самом деле будет главное культурное событие года. И не только в России.
Вернемся к названию "Форум объединенных культур". Культуры действительно можно объединить?
Михаил Пиотровский: Культуры в какой-то степени едины. И понимание, что в них общего и что мы можем и будем дальше делать вместе, мы должны провести через серьезные философские разговоры на форуме. Что мы на самом деле можем сделать, чтобы, например, выйти самим и вывести культуру из сферы бюрократической рутины, в которую она погружена во всем мире.
Ну и конечно, это возможность поговорить с новыми людьми о новых вещах.
В Китае рождаются совершенно новые музеи, но при этом они используют европейский, американский и наш опыт.
Музеи - это ведь европейское изобретение эпохи Просвещения, распространившееся по всему миру. Но музеи, которые рождаются сейчас, уже немного другие, особенные.
Про "Лувр в Абу-Даби" продолжают говорить: мол, скупают лучшие картины и везут куда-то в глушь. Слушайте, но ведь и Россия точно так же поступала в XVIII веке. Екатерина II покупала в Европе лучшие картины и везла их "в какую-то глушь". А там верещали: ай, куда они везут наши вещи, что они в них понимают. И сегодня рождается что-то такое же! И очень интересно быть рядом с этим рождением.
Какие темы будут главными у музейщиков?
Михаил Пиотровский: Первый разговор - о "мостах культуры". Мы всегда говорили, что это последнее, что может быть взорвано. И все нам вторили: да, конечно! А как пришло время, то стали быстро их взрывать. И сейчас мы во многих случаях защищаем уже не мосты, а их опоры. Потому у нас и к себе, и к нашим европейским коллегам возникает прямой вопрос: а эти мосты нужны? Может, пока надо обсуждать особенности культуры, ее обособленность и на какое-то время забыть про мосты культуры и перестать туда-сюда ездить и общаться. Об этом тоже надо хорошо подумать. Я-то лично считаю, что мосты должны быть обязательно. И мы в Эрмитаже это двустороннее движение не останавливаем, у нас недаром не так давно прошли Дни Эрмитажа в Сербии. Но общий ответ пока не ясен. Может быть, нужны разводные мосты, как в Петербурге.
Второй важный вопрос для обсуждения - музей в зоне военных действий. Всегда очень важная тема, но сейчас к ней в основном обращаются, когда хотят нам в России указать, что мы что-то не так делаем. Во-первых, мы все делаем так. Во-вторых, у нас громадный опыт в этом. А в-третьих, существует еще и огромный всемирный опыт - некие правила и алгоритмы действия музея, и мы на форуме будем об этом говорить. Наши гости расскажут нам про ситуацию в Ираке во времена войны. Представители Сирии поделятся опытом, как они эвакуировали музейные вещи во времена ДАИШ (запрещена в РФ и признана террористической организацией - прим. "РГ") и гражданской войны в Сирии. Представители ICOM Египта хотят изложить свой теоретический взгляд на проблему - как жить в военной ситуации, спасать, эвакуировать, возвращать и фиксировать все, что происходит.
Для нас очень важен опыт Эрмитажа времен Второй мировой войны - мы не зря его все время изучаем, описываем, публикуем, он дает ключ к пониманию того, что происходит сегодня. И противостоит уже набившему оскомину стандартному мировому спору на тему "А кому что принадлежит? А чья это собственность?". Это все дело десятое по сравнению с пониманием, что культура должна быть спасена. А раз есть опыт ее спасения, то надо к нему возвращаться и осваивать его. Вспомним, что из России происходит "пакт Рериха" и Декларация прав культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Еще один фокус наших разговоров - законы музейной жизни как единого пространства. Я лично буду говорить об "отмене музеев" во всем мире. О том, что они якобы "не нужны", что они "хранят краденое" или "вещи, которые не для них создавались"… Недавно в Америке в городе Шарлотсвилле штата Вирджиния скинули статую генерала Роберта Ли, которую собирались передать в музей, но город решил: нет, раз уж мы его скидываем, то публично разрежем на куски и переплавим. И торжественно сделали это.
Кстати, то же самое в 30-х годах XX века ждало и надгробие Александра Невского, Эрмитаж спас его от участи "публично распилить и переплавить".
Такая неисторичность сознания у "переплавщиков"?
Михаил Пиотровский: Да, но и "современный" подход к музеям. Зачем сдавать в музей? Раз это плохо - значит, надо уничтожить. Но музеи существуют и для того, чтобы спасать от уничтожения то, что сегодня не нужно. Музейщики должны противостоять этому: что-то когда-то созданное, а сейчас ненужное, не надо уничтожать, ему место в музее.
Все это мы будем обсуждать. Плюс вопросы реституции, атрибуции, "войны этикеток". Что писать на этикетке, Айвазовский русский или армянский художник? Мы будем говорить о музеях "стран Персидского залива", а к нам приедут гости и друзья из арабских стран, которые называют его "Аравийским". Как наше сегодняшнее деление - этническое, географическое - накладывать на привычные музейные вещи и имена - все это тоже надо обсуждать…
Плюс деловая программа, отношения бизнеса и культуры.
Самое интересное в этом многообразии на ваш личный вкус?
Михаил Пиотровский: Все-таки не пропустите тему истории, формирующей современность и будущее, познания истории через культуру - там будет главный идеологический разговор. Ну а потом в музее все эти разговоры проверятся делом: укладывается или не укладывается сказанное в нашу практику.