ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 31, 2018

Дух раскола и дух любви

Рейтинг: 0

Автор: МАРИНА УЛЫБЫШЕВА. Вечерняя Москва

О недавних печальных событиях в православном мире с Председателем издательского совета Московской патриархии побеседовала журналист и писатель Марина Улыбышева.

В начале октября этого года Синод Константинопольского патриархата отменил действие своей же грамоты 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и подтвердил «уже принятое ранее решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины». Кроме того, была снята анафема с глав двух неканонических украинских церквей — так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета Денисенко и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария Малетича. Они были восстановлены «в священническом звании». В результате Русская православная церковь разорвала отношения с Константинополем.

— Синод Константинопольской церкви считает, что решение Архиерейского собора РПЦ в отношении Филарета Денисенко имело исключительно политические мотивы и канонически не обосновано. Как к этому относиться?

— Если говорить о канонах, надо сделать важное уточнение. В отличие от Константинополя, архиереями нашей Церкви было соборно принято решение о своем собрате. Филарет Денисенко — бывший епископ РПЦ. Его авторитет в Церкви был настолько велик, что после кончины патриарха Пимена он вошел в число претендентов на выборах нового предстоятеля. Однако летом 1990 года был избран ныне покойный патриарх Алексий II.

После этого Филарет решил стать главой церкви на Украине и пошел на раскол. Причем следует отметить, и это решение, и предпринятые им в этом направлении действия были сделаны при участии и поддержке светской власти. Он образовал свою так называемую церковь, которую не признала ни одна из поместных православных церквей. За деятельность, направленную против церковного единства, в 1992 году Денисенко был соборно запрещен в служении и лишен сана.

Церковные каноны предписывают, что, даже если человек осужден и запрещен в священном служении несправедливо, он все равно не имеет права служить. Он должен требовать справедливого суда у митрополита, у собора — идти все выше и выше. Но до тех пор, пока он не будет восстановлен в своем сане, служить он не может.

Филарет не поступал согласно этому правилу. Он не признал то, что решила Церковь, и продолжил священнодействовать, поставлять новых епископов, рукополагать священников, самочинно открывать храмы на канонической территории действующей поместной Церкви, предстоятелем которой он совсем недавно намеревался быть. Неоднократно и покойный патриарх Алексий II, и архиерейские соборы призывали его прекратить неканонические деяния, но он, будучи лишенным сана и запрещенным в служении, сознательно шел против Церкви, что не могло быть расценено иначе как хула на Духа Святого.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни