ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 5, 2020

Как заводы стали офисами

Рейтинг: 0

Автор: Юлия Шигарева, Константин Кудряшов, Алексей Макурин, Ирина Акишина, Екатерина Деревяшкина, Ольга Морозова. Аргументы и Факты Москва

Тему этого расследования нам предложили читатели, попросив рассказать, сколько заводов-гигантов было уничтожено в перестройку. В 1990-е российской промышленности, корни которой уходят в 1700-е годы, был нанесён урон больший, чем за годы войны. В чьих интересах это делалось тогда? И сколько теперь займёт процесс её возрождения?

Как рождалась российская промышленность?

«Заводы, яко детище малое, непрестанного требуют к себе доброго надзирания».

Эти строки из письма промышленника Акинфия Демидова Александру Меншикову были не более чем попыткой объяснить неявку на разбирательство его конфликта в суде. Но суть схвачена верно и на века. Если оставить заводы и вообще промышленность без надзора и попечения, то очень скоро всё пойдёт прахом.

315 лет назад, 4 июня 1705 г., Пётр I разрешил отцу Акинфия, Никите Демидову, строить на Урале металлургические заводы. Эту дату многие считают днём рождения отечественной тяжёлой промышленности. С формальной точки зрения они неправы — за несколько лет до того на Урале было выстроено и худо-бедно функционировало пять казённых металлургических заводов.

Но именно что «худо-бедно». Настоящее рождение тяжёлой промышленности справедливо связывают с именем Никиты Демидова. Именно ему в 1702 г. был передан один из пяти казённых заводов — Невьянский. По большому счёту, это был рискованный эксперимент. Демидов заявил, что может поставлять в казну оружие по цене в 10 раз ниже обычной. Царь согласился и отдал один завод — посмотреть, что из этого получится.

Это была первая в нашей истории приватизация промышленности. Но в отличие от памятных нам приватизационных скандалов 90-х Невьянский завод обрёл настоящего хозяина, нацеленного не на воровство, а на серьёзную работу. Да и воровать там было особо нечего. К моменту передачи штат предприятия составлял 27 человек. Заводскую плотину дважды прорывало, из-за нехватки угля постоянно вставала единственная доменная печь. А царь требовал невероятного да ещё и угрожал: «Отлить указанные 200 пушек раньше сроку, не то будет тебе разорение прожитков безо всякой пощады».

Однако Демидов работал с умом, без рывков и авралов, без истощения ресурсов и сил. В числе прочего думал об экологической перспективе — лес на уголь вокруг завода вырубался не сплошняком, как это было принято, а по секторам: «Чтоб то место, запустя, опять заросло, и мочно было б снова рубить годов через 30».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни