ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 30, 2023

Рожами вышел

Рейтинг: 0

Автор: Анна Толстова. Коммерсантъ Weekend

В числе идейных вдохновителей языка эмотиконов и эмодзи называют много кого, например Владимира Набокова. Как ни странно, немецко-австрийский скульптор Франц Ксавер Мессершмидт среди них не значится, но его гримасничающие рожи вполне годятся в прародители смайлов. По крайней мере, другие интерпретации мессершмидтовских «Характерных голов» носят не менее фантастический характер.

Загадки древних гробниц, тайна улыбки Моны Лизы и прочие секреты популярной истории искусства — ничто в сравнении с «Характерными головами» Франца Ксавера Мессершмидта (1736–1783). Гипотез относительно того, что за характеры — темпераменты, страсти, формулы экспрессии, аффекты, эмоции, психиатрические диагнозы — представляют собой эти «Характерные головы», едва ли не больше, чем собственно гипсовых, алебастровых и оловянных бюстов, гримасничающих на все лады самым неподобающим образом. К тому же эпоха всепобеждающего разума напустила такого мистического тумана, рассказывая биографию их создателя, что только диву даешься: тут и «животный магнетизм», и масоны, и египетская эзотерика, и Гермес Трисмегист, и общение с духами, и, разумеется, умопомешательство. Словом, он мог бы стать героем новеллы Гофмана, если бы новеллу, точнее полное легенд и анекдотов жизнеописание художника вместе с каталогом странных «голов» («Характерные головы» — позднейшее название, сам Мессершмидт звал их просто «головы»), не выпустили вскоре после его смерти: книга была озаглавлена вполне в романтическом духе: «Удивительная история жизни Франца Ксавера Мессершмидта, императорского и королевского учителя искусства ваяния». Между тем жизнеописание с каталогом, составитель коих долгое время был неизвестен, расцветили романтическими подробностями в сугубо коммерческих целях: историки искусства выяснили, что издателем и, возможно, автором книги был один венский ресторатор, купивший «головы» у брата художника после его смерти и выставивший их в своем венском доме на публичное обозрение, чтобы перепродать подороже. Фантастические подробности биографии и хлесткие названия скульптур («Архиплут», «Страдающий запором» и тому подобное) были банальным рекламным ходом. В жизни и творчестве Мессершмидта ничего экстраординарного, кроме большого таланта и сопутствовавшей ему удачи, до поры до времени не было.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни