ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Фев. 20, 2024

«Свое перемещение на Запад он никогда не называл эмиграцией — для него это было изгнание»

Рейтинг: 0

Автор: Юрий Сапрыкин. Коммерсантъ Weekend

50 лет назад, 13 февраля 1974 года, писатель Александр Солженицын был доставлен в аэропорт Шереметьево и помещен в самолет, следовавший рейсом во Франкфурт-на-Майне. Вплоть до конца 1980-х Солженицын оставался для советского режима идеологическим врагом номер один, в Россию он вернулся лишь в начале 1990-х — после публикации тут его главных текстов и распада СССР. Юрий Сапрыкин поговорил с историком литературы Глебом Моревым о том, какую роль сыграла высылка Солженицына в его литературной и общественной биографии — и в истории отношений государства и интеллигенции.

История, предшествовавшая высылке Солженицына из СССР, хорошо известна прежде всего по книге «Бодался теленок с дубом». Кажется, на разных поворотах этой истории были моменты, когда все могло пойти иначе: например, если бы «Новый мир» все же напечатал «Раковый корпус». Как вам кажется, в какой точке начинается цепочка необратимых событий, которая привела в итоге к высылке?

Солженицын как писатель и общественный деятель несколько раз оказывался в точке выбора. Как всякий большой художник, он отличался повышенной чувствительностью к своему биографическому тексту. Он понимал, что в русской традиции жизнь большого писателя не существует отдельно от его произведений — это органическое единство, в котором жизнь должна подкреплять убедительность текста. На этой синергии строится образ великого писателя, каковым, конечно, Солженицын себя считал — и очень быстро стал восприниматься так читательской аудиторией. А в советские 1960-е ключевым элементом биографии писателя были его отношения с государством, которое тотально контролировало общественную жизнь.

В самом начале своей писательской карьеры Солженицын оказался в довольно сложной ситуации. Его литературный дебют не синхронен началу его писательской деятельности: он начал писать гораздо раньше — и много лет писал в стол безо всякой надежды на публикацию. К моменту выхода «Ивана Денисовича» он уже вполне сформировался как мыслитель, его политические взгляды вполне определены — и это взгляды резко антисоветские. Это, разумеется, мало кому было известно тогда, публично в тот период Солженицын этого никак не выражал. Он прекрасно понимал, что если бы контролирующие литературу инстанции в СССР представляли себе его подлинное «идеологическое лицо», как тогда выражались, то ни о какой публикации «Одного дня» речи бы идти не могло.

Это двойственное положение: с одной стороны, он довольно радикальный противник советского государства, с другой — один из новых героев литературной сцены, которому власть в лице Хрущёва с самого начала оказывала знаки внимания.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни