ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 5, 2023

Явление «Троицы»

Рейтинг: 0

Автор: Антон Скрипунов. Профиль

Было кесарево – стало божье. Государство передало Русской православной церкви икону «Троица» кисти Андрея Рублева. Образ задумали сначала выставить на всенародное поклонение. Однако, казалось бы, благое начинание вызвало споры. Причем не только привычные, в духе «храмы погубят шедевры», но и куда более метафизические.

Под тремя слоями

На самом деле «Троица» – это не одна, а несколько икон. Вернее, несколько версий, которые скрывал плотный слой копоти. Придворный иконописец и реставратор Павел Гурьянов, взявшись в 1904 году за работу, увидел перед собой почти черный кусок доски.

Едва угадывались очертания Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Они восседали за столом, позади них – дерево. Тот самый Мамврийский дуб, под которым, согласно Ветхому Завету, праотец Авраам встретил трех таинственных странников. Поэтому полное название образа – «Гостеприимство Авраама».

Сюжет, как выяснил Гурьянов, воспроизвели темными красками. Линии плавные, сразу виден след мастера. Но палехского. Сам рисунок «молодой» – где-то первой половины XIX столетия.
Еле заметным движением скребка императорский реставратор вскрыл новый слой. На сей раз на столетие старше. Отличий практически никаких, чего не скажешь о «предшественнике» на слой ниже. Там скрывался образ, написанный при Борисе Годунове. Совершенно другое исполнение и краски. Но и это еще не всё.

«Оставались только лики, по которым можно было судить, что эта икона древняя, но и они были затушеваны в тенях коричневой масляной краской», – писал потом Гурьянов. Последний слой – XV века. Совсем другое исполнение: «Написано не плавко и дымно, но резко и живописно». Узнаваемая манера Андрея Рублева.

Передали навсегда или в аренду

Столь же многослойна и тема передачи знаменитого образа в пользу церкви. Все началось неожиданно, без информационной подготовки. Официальный сайт Московской патриархии ограничился сообщением на два абзаца. Икону, как заявили в РПЦ, сначала выставят «для общенародного поклонения» в храме Христа Спасителя – кафедральном соборе церкви. А затем вернут на исконное место – в Троице-Сергиеву лавру.

Сайт Кремля текст президентского указа не публиковал. Начались разнотолки. Главный вопрос: РПЦ теперь хозяин артефакта или просто пользователь?

Дело в том, что существует целый пласт юридических документов, которые призваны разобраться с наследием семидесяти лет государственного атеизма. В 1918 году большевики национализировали церковные ценности, большую часть передали в музеи. После распада Советского Союза РПЦ потребовала «восстановить историческую справедливость» и вернуть отнятое. Частичное возвращение происходило стихийно, обычно на региональном или районном уровнях по указу местных властей.

Первый президент России Борис Ельцин решил сыграть на общем подъеме религиозности: в апреле 1993-го распорядился «осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование» церкви имущества, список которого предстояло составить за два месяца. Правда, добавил важную оговорку: «Учитывать, по возможности, интересы культуры и науки, имея в виду обеспечение сохранности памятников культуры, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан».

Эта пространная фраза обнажила главную коллизию: что же делать с имуществом, которое одновременно важно и для музеев, и для религиозных организаций?

С реализацией указа не торопились. Лишь через тринадцать месяцев премьер Виктор Черномырдин создал правительственную комиссию. Госкомимущество спустило указ регионам, ясности это не добавило. В марте 1995-го кабинет министров возложил вопросы, касающиеся памятников культуры, на профильное ведомство. Именно с ним церковь должна была заключать подробный договор.

Еще год спустя карты спутала уже Госдума, приняв закон № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Где прописала, что всеми музейными ценностями владеет исключительно государство и они неотчуждаемы. Религиозные организации могут лишь пользоваться ими «по назначению». В соответствии с этим документом РПЦ берет «Троицу» в безвозмездное пользование. А вся ответственность за судьбу шедевра лежит на государстве.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни