ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 29, 2021

«Защита Набиуллиной» снова в действии

Рейтинг: 0

Автор: Татьяна Гурова, Александр Ивантер, Евгения Обухова. Эксперт

Срочный переход к нейтральной денежно-кредитной политике затормозит начавшийся разгон российской экономики за счет сжатия спроса. Можно ли вменить ЦБ контроль за ростом, а не за инфляцией?

К концу этого года ключевая ставка окажется выше 5% годовых, а если инфляция будет замедляться слишком медленно, мы можем увидеть и 6%. Об этом говорят ставки процентных свопов на Московской бирже.

Переход к повышению ключевой ставки в марте случился совершенно неожиданно для большинства аналитиков: консенсус показывал, что от Банка России ожидали сохранения ставки и повышения ее лишь на апрельском заседании. Но старт к ужесточению денежно-кредитной политики (ДКП) был дан на несколько недель раньше: 19 марта совет директоров ЦБ РФ повысил ставку на 0,25 п. п. Комментируя это решение, глава ЦБ Эльвира Набиуллина перечислила сразу несколько причин перехода к нейтральной ДКП, подразумевающей ключевую ставку на уровне 5–6% при инфляции в 4%, именно сейчас. Во-первых, это, конечно, слишком высокая инфляция — 5,7% по итогам февраля. Причина, по мнению ЦБ, в оживлении экономики, а точнее в том, что предложение не поспевает за спросом. 

Второй момент — льготная ипотека, сильно смягчившая ДКП помимо действий самого ЦБ. Регулятор призывает прекратить эту программу, так как в противном случае ему придется ужесточать ДКП, чтобы нивелировать ее действие.

Ну и, наконец, ЦБ опасается, что волатильность на мировых рынках и санкции, или, как их осторожно называют в ЦБ, «геополитические риски», отразятся на курсе рубля и ставках, и пытается превентивно воздействовать на финансовые рынки.

Определим сразу же теоретическую базу того факта, что повышение ключевой ставки ЦБ — ошибка.

Российский ЦБ оправдывает свой шаг фактически двумя принципиальными соображениями. Первое: спрос превысил предложение, это вызывает инфляцию, нельзя допустить ее разогрева. Второе: российские производственные мощности загружены не полностью, значит, деньги для инвестиций не нужны, поэтому не нужны и дешевые деньги.

Два этих соображения характеризуют позицию ЦБ с точки зрения экономической теории как позицию, где идея экономического равновесия превалирует над идеей динамического развития, то есть перехода от одной точки равновесия к другой, более высокой. Однако как велосипедисту трудно сохранять равновесие, не двигаясь вперед, так и любое достигнутое в экономике равновесие крайне неустойчиво, тогда как движение из одной точки равновесия в другую очень устойчиво. Но оно невозможно без структурных сдвигов, инвестиций, а значит, и адекватной этим задачам стоимости денег и количества денег в обращении.

Грубо говоря, когда ЦБ заявляет, что инфляция на рынке недвижимости и товаров для дома определяется избыточным спросом, который сформировался в результате отсутствия затрат на отдых, а значит, его надо ограничить, он как бы не допускает возможности структурного сдвига потребления от текущего (на отдых и развлечения) к инвестиционному (на жилье), хотя как с точки зрения нормального человека, так и с точки зрения структуры потребностей вложения в жилье и сопутствующие товары это нормальное и полезное для экономики явление.

Таким образом, мы фиксируем, что упорное стремление ЦБ использовать свою власть над ценой денег исключительно для сохранения стабильности или достигнутого ранее экономического равновесия, является препятствием к любому изменению структуры экономики, а значит, по сути, к экономическому развитию.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни