«Аргументы и факты» – самый тиражный российский еженедельник. И остаётся им, несмотря на… нет, не наступление цифровой эры отнимает у нас читателей. Сайт aif.ru развивается, на днях качественно обновился. Беда пришла откуда не ждали – стремительно уничтожается киосковая сеть. Газету просто негде будет купить!
Наши читатели негодуют: где теперь брать любимый «АиФ»? Выясняем вместе с нашими корреспондентами и экспертами.
В Новокузнецке работают две торговые сети печатных киосков – «Мир прессы» и «Союзпечать». Их владельцы не первый месяц бьют тревогу: городские власти в очередной раз «перетряхивают» схему нестационарных торговых объектов (НТО), предлагают участвовать в аукционах на аренду земельных участков, а такие траты им не по карману. «Мы на первый аукцион пришли, стартовая цена была около 25 тыс. руб., боролись до последнего – вышло миллион в год. На втором аукционе аренда взлетела до 500–600 тыс. руб. Это что-то нереальное! Доходы от печатной продукции не окупят эти затраты», – рассказала Вера Гаврилова, заместитель гендиректора местного объединения «Союзпечать».
«Газетный бизнес не в состоянии такие суммы выплачивать. Чтобы не наращивать долги, я приняла решение в экстренном порядке закрыть киоски. Вывожу товар, раздаю поставщикам, ухожу в долги, в суды и лишаюсь зарплаты. Так что пишите некролог по киоскам печати», – говорит гендиректор «Мира прессы» Наталья Чурсина.
Этим летом предприниматели несколько раз встречались с мэром Сергеем Кузнецовым. Он дал поручение предотвратить негативное развитие ситуации. Однако в июле 12 участков, на которых были размещены газетные киоски, выставили на аукцион. Цена на право аренды выросла с 27 тыс. рублей в 10 раз!
«За два месяца я потеряла 15 точек торговли, сейчас вынуждена закрыть ещё 20», – констатирует Наталья Чурсина.
«На встречах в мэрии нас выслушивают, обещают разобраться в ситуации, но итог печальный: 2 сентября я получила письмо на демонтаж всех киосков, расположенных на муниципальной земле, их более 20», – говорит Вера Гаврилова.
В конце прошлого года Минкомсвязь опубликовала рейтинг обеспеченности киосками прессы. По нормативу на каждые 7000 жителей должен приходиться один киоск. Это требование выполняют лишь 29 российских регионов. Кемеровская область – на 36-м месте: один киоск на 8400 жителей.
Почему мы так подробно про Новокузнецк? Потому что ровно такая же ситуация ещё в 40 регионах России. Впрочем, в Кузбассе хоть разговаривают с предпринимателями. В Смоленске просто констатируют, мол, что мы можем сделать, сеть разорилась. А то, что на месте газетных сразу же возникли другие, негазетные киоски, – это всего лишь конкуренция. Но ведь они были внесены в «Схему размещения НТО» со специализацией «печатная продукция», «СМИ», почему же перепрофилирование стало возможным? Нет ответа… Надо ли говорить, что никаких нормативов Смоленская область не соблюдает – здесь до разорения сети приходился один киоск на 8217 человек. Сейчас, надо полагать, ситуация стала ещё хуже.
Но и этому региону далеко до Омска. На областной центр запланировано до конца 2019 г. оставить… 87 киосков, ещё год назад их было 294. А оставшимся во много раз повысят арендную плату.
Издатели решили бороться за свои права, написали открытое письмо мэру и губернатору и опубликовали его на страницах практически всех омских газет. Увы, никто из чиновников не отреагировал, видимо, решив просто закрыть глаза на проблему.
Кто на нашей стороне?
Сокращение газетных киосков стало настоящим бедствием и для СМИ Ростовской области.
«Один из наших крупнейших контрагентов – АО «Ростдонпечать» – начал планомерно сокращать киоски с осени прошлого года. Тогда у них было 330 киосков. На начало октября осталось 213, и в планах довести это количество до 123. Причём сокращают в первую очередь те, которые работают в небольших городах области, лишая людей доступа к качественной, проверенной информации», – рассказывает гендиректор «АиФ-Ростов» Иван Селедцов.
«Сокращённые» ларьки не сносят – их собираются сдавать в аренду под торговлю. Таким образом, там, где раньше читатели получали пищу для размышлений, теперь они смогут купить колу или чебуреки. По мнению Ивана Селедцова, помочь найти выход в этой ситуации может только государство, тем или иным образом дотируя киосковые сети. «Неправда, что люди устали от информации и она им не нужна. Нужна. И они найдут способ её получить. Телевизор смотрят всё меньше, киоски с газетами и журналами исчезают, значит, все сведения о том, что происходит, люди будут получать из интернета и соцсетей. Готово ли государство передать формирование информационной повестки дня в руки разнообразных анонимов?»
Этот же вопрос не раз поднимался на встречах издателей и главных редакторов крупнейших газет с президентом России. Владимир Путин поручил правительству разработать меры по развитию в регионах сети киосков по продаже печатной продукции.«Правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ провести анализ реализуемых регионами мер по развитию сети нестационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа печатной продукции, а также обеспечить совершенствование указанных мер в целях достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов», – говорится в тексте поручения. Кабмину также поручено «рассмотреть вопрос о расширении ассортимента сопутствующих товаров, продажа которых осуществляется в газетно-журнальных киосках без применения контрольно-кассовой техники». Доклад по этим поручениям глава государства ждёт до 1 ноября 2019 года.
Комментарий эксперта
Генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты», президент Союза предприятий печатной индустрии ГИПП Руслан Новиков:
– Россия в целом значительно отстаёт от многих развитых стран мира по такому показателю, как обеспеченность населения объектами по продаже печатной прессы. И при этом инфраструктура распространения периодики продолжает разрушаться. За минувшие 5 лет почти каждый пятый киоск в России был закрыт или снесён. В настоящее время в стране функционирует всего 16,6 тыс. киосков (это минус 42,7% по отношению к 2014 г.). Количество точек продаж газет и журналов, которые существуют в магазинах и супермаркетах (в ретейле), не компенсирует количество закрытых киосков. Потеря традиции и культуры чтения, регулярной покупки печатных СМИ и, как следствие, сокращение тиражей печатных изданий кроется не в бурном развитии цифровых СМИ, а в том, что купить периодику просто негде. И это на безальтернативном фоне растущих каждый сезон цен на подписку.