ТОП 10 лучших статей российской прессы за Sept. 19, 2014
Национализация медиаэлит
Законопроект, ограничивающий участие иностранцев в российских СМИ, будет принят быстро и в неизменном виде, говорят несколько депутатов. Это радикально не изменит ситуацию для иностранных собственников российских СМИ, утверждают собеседники РБК в парламенте и исполнительной власти.
В пятницу, 19 сентября, комитет Госдумы по информационной политике обсудит внесенный накануне законопроект, запрещающий иностранцам владеть в российских СМИ долей свыше 20%. Уже в день внесения в среду документ был отправлен в рассылку по заинтересованным ведомствам (это предварительная стадия рассмотрения законопроектов). Первое чтение документа намечено на 23 сентября, знают несколько членов комитета. В целом закон также может быть принят в ускоренном порядке, не исключают они. При этом до вчерашнего вечера текст законопроекта отсутствовал в думской базе.
Законопроект, внесенный депутатами оппозиционных фракций – Вадимом Деньгиным из ЛДПР, эсэром Владимиром Парахиным и коммунистом Денисом Вороненковым, ограничивает максимально возможную долю иностранного участия во всех российских СМИ 20%. Сейчас иностранцы не могут учреждать в России лишь теле- и радиоканалы. В поддержку документа уже публично высказались единороссы, в том числе председатель Госдумы Сергей Нарышкин и вице-спикер палаты, член комитета по информполитике Сергей Железняк. Их поддержка указывает, что законопроект будет принят быстро, не сомневаются несколько депутатов-единороссов, опрошенных РБК.
Первый зампред комитета по информационной политике Леонид Левин (фактически исполняет обязанности председателя комитета в отсутствие лечащегося за границей Алексея Митрофанова) тоже поддерживает инициативу: по таким правилам уже живут другие страны, сказал он РБК. Большинство бенефициаров российских СМИ — российские бизнесмены, владеющие компаниями через офшоры, ничто не мешает им перерегистрировать их в России, пояснил он. Международные компании «должны с пониманием относиться к возможным изменениям законодательства»: ведь российские бизнесмены тоже не могут купить контрольный пакет американского телеканала, указал он. В то же время об обязательной продаже российских медиаактивов иностранными компаниями «мы не говорили», отмечает Левин.
«Они могут найти какую-то юридическую форму, которая не будет противоречить закону, но позволит им в той или иной степени остаться в российском медийном пространстве», – сказал депутат. Приводить примеров таких форм Левин не стал, но выразил уверенность, что они существуют. Он также отметил, что законопроект не запрещает акционерам получать дивиденды, он запрещает лишь участвовать в управлении. Это тоже одна из форм возможного компромисса, полагает депутат.
Очень часто подобные законы вносятся в жестком виде, но на этапе принятия отдельные нормы смягчаются, говорит федеральный чиновник. Но в данном случае смягчения не будет, знает другой собеседник РБК, близкий к руководству Госдумы. Закон должен быть принят в изначальном виде, подчеркнул он.
Топ-менеджер крупного российского медиахолдинга видит связь между дедлайном по продаже российских активов финской Sanoma Corp (доли в компаниях, издающих журналы Cosmopolitan, Grazia, Men’s Health, National Geographic, газеты The Moscow Times и «Ведомости») и появлением законопроекта. Это может быть сигналом как для самой Sanoma, которая намеревалась определиться с покупателями еще летом, так и для потенциальных покупателей, считает он. Например, совладелец Hearst Shkulev Media (HSM; в числе соучредителей – американская Hearst) Виктор Шкулев говорил, что подал заявку на покупку. Одним из главных претендентов считается основатель телеканала СТС Питер Герви, которого, как говорят источники РБК, связывают дружеские отношения с гендиректором «Видео Интернешнл» (Vi; главный продавец телерекламы в России) Сергеем Васильевым и гендиректором «Газпром-Медиа» Михаилом Лесиным (входил в число основателей Vi). Представители Sanoma Corp в июле заявили, что будут готовы говорить о покупателях в третьем квартале 2014 года, то есть до конца сентября.
Федеральный чиновник отрицает наличие связи между появлением законопроекта и продажей активов Sanoma Corp.
Поправки – прямое следствие обмена санкциями между Россией и Западом, пытается объяснить логику авторов законопроекта топ-менеджер одной из медиакомпаний. «Девиз дня – «Все для фронта, все для победы», а то, что ограничения ставят под удар издание безобидных развлекательных журналов, – вопрос уже второстепенный», – рассуждает собеседник РБК. Идеи защитить медиапространство от иностранного влияния озвучивались всегда, но сейчас есть понимание, что в текущей геополитической ситуации такой запрет будет позитивно воспринят большей частью общества, поэтому и появился такой законопроект, предполагает руководитель другого медиахолдинга.
Вероятно, удастся найти такую форму сотрудничества, которая позволит иностранцам сохранить участие в бизнесе, говорит сотрудник медиакомпании с иностранным участием. При этом он допускает, что иностранным партнерам, возможно, придется снизить свою долю, что вряд ли их обрадует.
Поправки в закон «О СМИ», убежден бывший совладелец медиакомпании, надо рассматривать в контексте с другими недавно принятыми ограничениями, например с запретом рекламы на платных каналах, которые вступят в силу с января 2015 года. От этого запрета пострадают прежде всего западные телевещатели, распространяющие в кабельных сетях русскоязычные версии своих каналов (Discovery, Nickelodeon, Universal Channel и др.). «Государство и лояльные ему структуры становятся единственным игроком на медиаполе, конкуренция им не нужна», – категоричен собеседник РБК.
Собеседники РБК говорят, что не понимают, какие именно «юридические формы» должны искать иностранные инвесторы. По мнению одного из них, если речь действительно идет о том, чтобы ограничить доступ иностранцев к управлению СМИ, то нужно начать с увольнения экспатов.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.