Истребитель пятого поколения Су-57 и боеприпасы для него впервые представлены публике за пределами РФ. Новейший российский боевой самолёт вызвал огромный интерес специалистов на Airshow China в китайском городе Чжухай. О том, как прошла презентация нашего истребителя на крупнейшем в Азии авиационном форуме, а также о возможностях и вооружении этого уникального самолёта - в материале "Известий".
За несколько дней до авиасалона в Китае Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю А. Гагарина передал ВКС России очередную партию серийных Су-57. Самолёт производится, поступает в войска и применяется в ходе специальной военной операции.
Су-57 - первый российский истребитель пятого поколения и третий в мире в этой генерации. Первый полёт он совершил в 2010 году после американскихF-22 (1997) и F-35 (2006). Китайский истребитель Y-20, который также относится к пятому поколению, взлетел на три года позже. Су-57 стал универсальным боевым самолётом, который одинаково успешно может решать задачи как завоевания превосходства в воздухе, так и ударных миссий по наземным целям.
Все основные черты пятого поколения у Су-57 присутствуют: уменьшенная радиолокационная заметность, круговой обзор комплекса радиолокационных станций, возможность интеграции в единое информационное пространство воздушно-наземной операции, сверхманёвренность и интеллектуальный борт. На подходе новый двигатель, который обеспечит Су-57 бесфорсажный полёт на сверхзвуковой скорости. Впервые среди серийных отечественных истребителей на Су-57 вооружение может размещаться во внутреннем отсеке - ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля", обычные и управляемые бомбы.
На авиасалоне Airshow China в Чжухае Су-57 стал звездой. Уникальный пилотаж в исполнении шеф-пилота компании "Сухой" Сергея Богдана вызвал настоящий ажиотаж и привлёк к себе внимание и специалистов, и обычной публики. Уже в первый день тренировочных полётов в китайских блогах появилось множество сюжетов из лётной программы Су-57. Конечно, самолёт вызвал пристальное внимание, и было отмечено, например, отсутствие секретного противорадиолокационного покрытия, которое, вероятно, многие хотели бы и пощупать, и, может быть, взять на пробу для изучения. Это очевидно - на международной выставке показывать закрытые разработки отечественного ВПК, которые пока существуют только "для внутреннего использования", конечно, никто не будет. В Чжухае в выставочном виде показан один из опытных прототипов Т-50-4, а не серийная войсковая машина.
В ходе салона в Чжухае были заключены первые контракты на поставку экспортного варианта самолёта - Су-57Э - зарубежным покупателям. Об этом сообщил генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев. Руководитель госкорпорации отметил: подобные контракты поддержат нашу авиационную промышленность и дадут возможность развивать наше авиастроение. Пока можно только гадать с какими именно странами подписаны контракты, но нужно отметить, что традиционно интерес к российской высокотехнологичной военной продукции проявляют такие страны, как Алжир, Иран, Индия. Вполне может быть, что могут появиться и совершенно новые игроки из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Российский самолёт пятого поколения давно ждут.
Рядом с истребителем на стоянке демонстрировалось и основное ударное вооружение Су-57, с которым он принимает участие в СВО. В частности, новейшие компактные ракеты "воздух-земля" дальнего действия Х-69, которые адаптированы для размещения во внутренних отсеках самолёта и имеют дальность применения до 400 км. Ракета может нести несколько типов боевых частей, так как имеет модульную конструкцию и оснащена спутниковой системой наведения, которая обеспечивает высокую точность поражения целей. На внешней подвеске на подкрыльевых катапультных пусковых устройствах АКУ-58У самолёт также может нести управляемые ракеты большой дальности Х-59М2, которые успешно применяются в ходе СВО. Конечно, с ракетами и бомбами на внешней подвеске нельзя говорить про снижение радиолокационной заметности, но иногда в стелс-возможностях нет необходимости.
Вообще, на авиасалоне в Чжухае российскими официальными лицами отмечено именно успешное применение Су-57 в специальной военной операции. Самолёт может нести практически любое современное вооружение и способен соперничать с любым западным комплексом ПВО, включая американский "Пэтриот".
Максимальная скорость - 2М (две скорости звука)
Практический потолок - 18 800 м
Рекордная дальность действия - перегоночная с двумя дозаправками в воздухе - 7800 км
Двигатели с управляемым вектором тяги
Оптико-локационнаяс танция РЛС Н036
30-мм пушка
19,7 м
Максимальная продолжительность полёта - до 10 часов
Максимальная масса полезной нагрузки - вооружения, подвесных баков - 7500 кг
Максимальная взлётная масса - 34 000 кг