Российские истребители пятого поколения Су-57 получили "умную обшивку". Антенны радиолокационной станции Н036 "Белка" теперь размещаются не только в носу машины (что позволяет видеть объекты в передней полусфере), но и распределены по поверхности самолета. По оценке экспертов, это обеспечит российскому истребителю расширенные возможности. Машина получит круговой обзор на сотни километров, и пилот будет своевременно предупрежден об опасности.
Традиционно антенны радара устанавливаются в носовой части истребителя в специальных обтекателях из радиопрозрачного материала. При этом станция "плотно" вписана в конструкцию самолета и не снижает его скорость и маневренность. Теоретически такое размещение РЛС обеспечивает обзор примерно на 180 градусов. Радар не видит противника, который атакует сзади или со стороны крыльев.
В Научно-исследовательском институте приборостроения им. В.В. Тихомирова (НИИП, входит в концерн ВКО "Алмаз-Антей") "Известиям" заявили, что в ходе летных испытаний радиолокационная станция Н036 подтвердила заявленные параметры. Эта РЛС обеспечит превосходство российского самолета перед любым противником, в том числе американскими истребителями пятого поколения - F-22 и F-35.
- Характеристики радара подтверждены в основных режимах - при сканировании воздушного пространства и земной поверхности, - рассказал "Известиям" гендиректор НИИП Юрий Белый.
По словам Юрия Белого, специалисты сумели оценить недостатки предшествующих разработок и использовать последние научные достижения.
- Например, в части так называемой "умной обшивки" - когда активные фазированные антенные решетки разных диапазонов распределены по телу истребителя, - отметил он.
"Белка" выполнена по технологии АФАР. Традиционную антенну заменяет так называемая антенная решетка - конструкция из сотен небольших элементов, которые самостоятельно излучают и принимают сигнал. Одна такая система размещена в носовой части Су-57, еще две - в предкрылках (отклоняемые поверхности на передних кромках крыла). Всего в конструкции Су-57 предусмотрено шесть радиолокационных систем, но их точная конфигурация не разглашается. При этом антенны комплекса работают в разных диапазонах.
По сравнению с традиционными локаторами РЛС с АФАР имеют увеличенную дальность обнаружения целей, получают более точную картинку как воздушных, так и наземных объектов. Они также лучше защищены от радиоэлектронных помех. Поэтому "Белка" способна решать широкий спектр задач: поиск и обнаружение воздушных и наземных целей, применение оружия, навигация и картографирование.
Как рассказал "Известиям" военный эксперт Алексей Леонков, распределение по поверхности Су-57 элементов РЛС обеспечит фактически полный обзор воздушной обстановки.
- Летчик увидит все, что вокруг него происходит, по всем направлениям, - отметил Алексей Леонков. - В современном воздушном бою, когда по самолету бьют и ПВО, и авиация противника, круговой обзор дает большое преимущество. На Су-57 компоненты РЛС, скорее всего, размещены в передней кромке крыла, сверху фюзеляжа и под ним, а также в хвостовом оперении. Использование антенн, работающих в разных диапазонах, практически сводит на нет все стеле-новации F-22 и F-35.
Самолет Т-50 (прототип Су-57) совершил первый полет 29 января 2010 года. Летные испытания с бортовой РЛС с АФАР продолжаются с 2012 года. Ожидается, что серийные поставки Су-57 (эти машины в перспективе придут на смену Су-27) российским ВКС начнутся в 2019 году. На днях агентство "Интерфакс" со ссылкой на информированные источники сообщило о перебазировании двух Су-57 в Сирию и возможности боевых испытаний истребителей в этой стране.