ТОП 10 лучших статей российской прессы за
June 26, 2019

Совсем другие

Рейтинг: 0

Автор: Александра Машукова. Стори

«Что с нами происходит?» – этот вопрос задаёт себе каждое новое поколение, с ностальгией оглядываясь на прежнюю, ушедшую жизнь. Отчего мы так мало способны жить в настоящем и либо идеализируем прошлое, либо мечтаем о будущем? Художественный руководитель Московского Губернского театра, актёр Сергей Безруков – о вечно непростых отношениях «отцов» и «детей»

Вот мы говорим, «шестидесятники», «семидесятники»… А вам не кажется, что это разделение на поколения всё же довольно искусственно и дело не в годах рождения, а в конкретных людях? Оно, это разделение, вообще есть?

– Конечно, есть. Если сравнивать те времена и наши, когда я слышу, что сейчас нет свободы, то мне становится странно. Давайте вспомним, какие спектакли создавались тогда (несмотря на цензуру, с фигой в кармане, говорили о настоящих ценностях) и сейчас, когда любой театр может делать всё что угодно. Если только это уже не совсем ниже плинтуса, когда зритель не воспринимает и могут за это побить… Вообще, я считаю, что искусство хорошо до того момента, пока тебя не станут бить те самые зрители, для кого, собственно, ты это искусство и делаешь.

Тогда всё было гораздо жёстче. И договариваться с идеологической верхушкой было сложнее. И эти худсоветы, на которых несли абсолютный бред, когда из-за ерунды твой спектакль закрывали навсегда. Сейчас заниматься искусством – пожалуйста. Самовыражайся, как хочешь. Значение имеют только какие-то внутренние границы, когда ты как человек что-то можешь себе позволить, а что-то нет. Чисто по-человечески. «Шестидесятники» – это редчайшее поколение великих артистов, великих режиссёров. У них были идеалы – то, что, к моему великому сожалению, отсутствует сейчас. Мы сегодня с ужасом хватаемся за голову, понимая, что дети растут без моральных обязательств. Без того, чему нас учили в советской школе, в советском обществе. Я не говорю про партийную элиту, которая жила, скрестив пальцы за спиной, говорила одно, а делала совершенно другое. Я имею в виду общую массу людей, тот самый народ, к которому себя причисляю. Потому что я родился в 1973 году и вырос в бедной семье. Вспомните моральные принципы, которые в нас вкладывали, – товарищество, дружба. Это же были, по сути, христианские заповеди, только под красным знаменем. Даже когда мы шли в школу на всякие пионерские смотры, то было ощущение праздника, во всём этом чувствовалось какое-то единение. То, что в 90-е уничтожили большую страну… Я совершенно не собираюсь восхвалять идеологическое прошлое, а уж тем более петь осанну коммунистам – ни в коем случае! Но посмотрите на высшее образование, которое давали тогда и которое дают сейчас. Разве можно спорить, что советское образование гораздо мощнее, чем нынешнее? Просто представьте себе количество и уровень специалистов – учёных, инженеров – из тех времён. И из нынешних. Представили? А врачи? К шаману ходить не надо – наверное, в случае надобности вы пойдёте к врачу, который имеет советское образование, то ещё, с тех времён…

А актёрская профессия? Бесчисленное количество сериалов, которые выпускаются на душу населения, – что у них за уровень! Выберите наугад несколько сериалов из сетки вещания, а потом сравните с многосерийными фильмами советской поры. Как там играют артисты! Даже просто «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». А ведь это историческое «мыло». Я по своим артистам вижу, во что превращает их участие в телепроектах. И говорю им, как и Олег Павлович Табаков в своё время говорил нам, своим ученикам: «Не будьте всеядными. Умейте отказываться. Не тиражируйте себя». Потому что каждая роль – это приобретение, а не использование самого себя так, что следующая твоя работа становится неживой. Штамп, штамп, штамп – и ничего живого!

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни