Новые времена заставляют вспоминать старые шутки: «Мужчина с запасом гречки и макарон познакомится с женщиной, успевшей закупиться сахаром и туалетной бумагой...» Увы, уже не смешно! Как и обещания спикера Госдумы Вячеслава Володина, что руководство страны «выполнит все свои обязательства перед гражданами».
Или вот заявление лидера КПРФ Геннадия Зюганова: «Советский опыт может позволить справиться с последствиями введения странами санкций в отношении нашей страны». Уж лучше бы коммунист №1 не напоминал, как работникам советских предприятий платили зарплату не деньгами, а утюгами, сковородками или хрустальными люстрами. И как стояли семьями в очередях за крупой и сливочным маслом, приличный костюм или кофточку приходилось «доставать», а элитой общества был не университетский профессор или дирижер симфонического оркестра, а товаровед обувного отдела.
И что же, это может к нам вернуться? Но за последние 30 лет страна наша успела многому научиться, и западные санкции не могут, не должны довести Россию до прежнего дефицита и «полуголодных очередей». К тому же еще до объявления о начале спецоперации российских войск на Украине отечественная статистика заявляла: никаких оснований для беспокойства относительно продуктов питания в текущей ситуации нет, объемы сельскохозяйственного производства продолжают расти, а импортная гречка занимает лишь 0,3% в структуре рынка...
Ведущий специалист Центра агроаналитики Минсельхоза Рудольф Булавин уверяет, что российская торговая сеть заполняется почти исключительно отечественным продовольствием — в объемах, полностью обеспечивающих спрос, и даже более того. «Доля импорта во внутреннем потреблении зерна составляет 0,2%, яиц и яйцепродуктов — менее 2%, мяса и мясопродуктов — менее 6%, картофеля — 6%», — перечисляет эксперт.
Тем временем во Владивостоке на одном из пабликов горожане устроили перекличку магазинов, в которых цены на обычные продукты накручивают быстрее и выше, чем у соседей. «Прямо при мне цену на сахар повысили: был 96 рублей за кило, а стал 120», — сообщает покупатель из супермаркета с набережной. И тут же получает ответ: «В Дальнегорском «Альянсе» сахар уже по 150 рублей!»
Из Новокузнецка похожие вести: «Беру в магазине с полки масло растительное «Злато» с ценником в 119 рублей, а на кассе уже требуют 130». У покупателя в Якутске своя печаль: «Присмотрел в «Эльдорадо» стиральную машину за 33 тысячи, но сразу не взял, решил посоветоваться с женой. Через день пришли за покупкой вместе, а на ценнике уже 48 тысяч. С горя зашли в продмаг, а там гречка подорожала на 20 рублей, яйца — на червонец, молоко — почти на тридцатник». В общем, ратуйте, люди добрые, что же это делается?
А еще напомним, что с 1 марта крупнейшие российские торговые сети по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, Минпромторгом и Минсельхозом добровольно и торжественно поклялись установить максимальную торговую наценку на социально значимые продукты в пределах 5% к оптовой цене (до того была в среднем 17%). Из-за чего сильно подешеветь должны были хлеб, молочные продукты, сахар-песок и овощи из популярного «борщевого набора». А еще на два десятка продуктов — крупы и вермишель, сливочное масло, сушки и баранки, некоторые виды консервов — ретейлеры пообещали снизить наценку до 10%.
В Минпромторге предупредили, что эта договоренность «сразу не приведет к резкому снижению продуктовой инфляции, по каждой товарной категории ее рассчитывают исходя из всего широкого спектра номенклатуры товарных наименований. Но практически в каждом магазине страны в свободном доступе будет базовый набор продуктов питания с минимальной торговой наценкой». Чиновники ФАС добавили, что если сети принимают на себя обязательства по ограничению наценки, то они должны гарантировать наличие таких товаров на полке. И антимонопольная служба будет пристально наблюдать за тем, чтобы сети не нарушали договоренности.
Что же вышло из этих добрых намерений? По информации Росстата, капуста в России к началу марта подорожала на 29,29%, помидоры — на 29,05%, огурцы — на 22,27%, морковь — на 16,41%, свекла — на 9,28%... Вот вам и неприкосновенный «борщевой набор», обещавший стать дешевле. Крупы, макароны, подсолнечное масло и молочные продукты дружно начали дорожать (см. выше) на прошлой неделе и продолжили на нынешней, то есть в тот момент, когда продовольствие в российских торговых сетях должно было подешеветь. Первый блин вышел комом. Кстати, мука тоже почти повсеместно вздорожала, хотя Масленица закончилась.
Но Минпромторг считает необходимым продолжить снижение торговых наценок до 5% на социально значимые товары с охватом не менее шести десятков наименований, включая овощи, питьевое молоко, творог, кефир, сливочное масло, сахар и хлеб. Каждая категория продуктов имеет свое деление. Например, молоко бывает пастеризованное и стерилизованное, питьевое и топленое. Три-четыре вида из них должны будут реализоваться с минимальной наценкой, а на остальных торговля сможет зарабатывать. Теоретически идея выглядит неплохо, но насколько она выполнима? В январе у торговли чуть было не появился дополнительный контролер — Молодежный парламент при Государственной думе. Совместно с независимыми аналитиками и экспертами АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» общественники объявили о своих планах мониторинга цен в категории социально значимых продуктов питания в торговых сетях. После чего инициировали встречу с представителями крупнейших ретейлеров, в ходе которой заявили о своих планах: еженедельно во всех административных центрах субъектов РФ и городах федерального значения участники общественного контроля будут фиксировать минимальные цены на социально значимые товары в магазинах торговых сетей «Пятерочка», «Магнит» и «Дикси».
«С одной стороны, мы регулярно слышим о договоренностях государственных надзорных и регулирующих органов с представителями торговых сетей и производителей об ограничении наценок, с другой стороны, цены продолжают неизменно расти, — заявил председатель Молодежного парламента Дмитрий Шатунов. — Как общественники мы хотим контролировать соблюдение сторонами их публичных договоренностей». Что ж, у этой дерзкой молодежи была отличная возможность проверить себя на деле в ходе нынешнего ценового взрыва. Но никаких еженедельных ценовых проверок не последовало. Не проявил активности и Союз потребителей Российской Федерации, созданный в стране еще в декабре 1990 года. Хотя он объединяет более сотни территориальных региональных, городских и районных организаций.
«В советское время в стране был «Народный контроль», имевший право проверки торговых заведений и регулярно наводивший страх на жуликов в торговле, — пишет в «Труд» пенсионерка из Перми Светлана Петровна. — Правда, среди этих контролеров попадалось немало коррупционеров, заботившихся не о народном благе, а своей личной выгоде. Но сегодня жулики и коррупционеры остались, а контролеров ликвидировали. Разве это правильно?»
Светлане Петровне можно ответить, что в некоторых российских регионах функции народных контролеров неплохо исполняют народные депутаты и даже чиновники местных администраций. Например, в Челябинске мартовские рейды по магазинам устраивали депутаты местного Законодательного собрания, в Воронеже наиболее корыстолюбивых торговцев приглашали на «жесткую беседу» к областному губернатору. Но справедливости ради упомянем, что у хорошо налаженного торгового бизнеса есть два куда более взыскательных контролера. Первый — это сосед-конкурент, способный переманить покупателя. Второй — сам покупатель. Который даже без видимых причин может обойти стороной «нехороший магазин» — и владелец сам пойдет по миру...
Впрочем, в ближайшее время российская торговля, видимо, лишится немалой части соседей-конкурентов из-за ухода иностранных ретейлеров. Не с кем будет конкурировать, не у кого переманивать лучшие кадры, перенимать передовые/зарубежные технологии. Не исключено, что в этих условиях нам действительно придется вспоминать «советский опыт» общественного контроля за российской торговлей.