ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Oct. 17, 2024

«Алексей Касатонов: «В конфликте из-за Тихонова я никого не предал. И у меня, и у Фетисова была своя правда»

Рейтинг: 0

Автор: Игорь Рабинер. Спорт-экспресс

Вторая часть откровенного интервью звезды мирового хоккея, двукратного (1984, 1988) олимпийского чемпиона, которому 14 октября исполнилось 65 лет

Открытое письмо Ларионова, скандальное интервью Фетисова

— Ты заранее знал о знаменитом открытом письме Ларионова Тихонову в журнале «Огонек», с которого началась горячая фаза противостояния твоих партнеров по пятерке и главного тренера?

— Нет. Номер журнала уже вышел, и я узнал об этом на тренировке. Кто-то принес «Огонек» в раздевалку на старом тренировочном катке ЦСКА. Прочитали, ждали реакции Тихонова, но не дождались. Он ни команде ничего не сказал, ни в прессе, ни Игоря, как я понимаю, не наказал. «Огонек» ему вроде предложил выступить в ответ, но Виктор Васильевич, поразмыслив, отказался. Он знал, что, если ввяжется в публичную полемику, победить в ней будет невозможно. Тренер на тот момент не готовил замену Ларионову и просчитал: в команде его наказание и ответное жесткое выступление в прессе может быть воспринято так, что вообще все может рухнуть. И это была единственно правильная реакция.

С прессой Тихонов всегда был настороже, из-за этого журналисты в большинстве своем его не любили. С момента прихода в ЦСКА и сборную он начал отрезать их от команды. Когда-то, рассказывали, Тарасов мог пригласить репортеров на обед с игроками. В условиях, когда всем советским людям в загранпоездки выдавали ничтожные суточные и большинству журналистов приходилось питаться в номерах привезенными из Союза консервами, они это очень ценили. Обед, ужин с командой становились для репортеров существенной статьей экономии, а заодно — и новые впечатления, и более тесные контакты. Для них одни плюсы.

С другой стороны, во время еды идут разговоры, игроки расслаблены и могут что-то лишнее сболтнуть. Поэтому Тихонов, не будучи сторонником такой практики, начал с отлучения прессы от команды. Включая даже Николая Озерова. Николай Николаевич был сильно обижен, у них с Виктором Васильевичем возник конфликт. Однако Тихонов к этим обидам был равнодушен. Его жесткий принцип заключался в том, что команда живет своей жизнью, отдельно от кого бы то ни было: чиновников, военных, журналистов, других постояльцев. Поэтому нас всегда селили отдельно. Журналисты, что ожидаемо при таких обстоятельствах, точили зуб и мстили Тихонову при первой возможности. Хотя возможностей таких, с учетом результатов, было мало.

— Ты сам как отнесся к письму Ларионова?

— У каждого свой круг общения, взгляды человека во многом зависят от того, с кем он беседует, какую информацию получает. Я вырос в традиционной для советских времен семье, проводил время с людьми, которые о политике не задумывались. Вот и не пытался подвергать сомнению основы той идеологии, просто выходил на лед и делал свое дело. А у Ларионова была другая компания, и постепенно сложились свои взгляды — более свободные, демократичные. В том числе и на быт игроков, стиль руководства.

Лично я авторитет Тихонова для себя никогда под сомнение не ставил, а его жесткую дисциплину считал необходимым условием побед. Игорь полагал иначе, и это его право. Ларионов — самостоятельный человек, великий хоккеист, двукратный олимпийский чемпион, а затем — трехкратный обладатель Кубка Стэнли и член Зала хоккейной славы. И сейчас мы, когда видимся, прекрасно общаемся и проводим время.

— Дальше уже Фетисов дал громкое интервью «МК» под заголовком «Не хочу играть в команде Тихонова», и вот его тренер от матчей и тренировок с ЦСКА отстранил.

— Этого интервью бы не было, если бы на клубной суперсерии той зимой успешно завершились переговоры о переходе Фетисова в «Нью-Джерси». Они были очень серьезными: в них участвовал не только генеральный менеджер «Дэвилз» Лу Ламорелло, но и Тихонов, и посол СССР в США Юрий Дубинин, который приехал в Нью-Джерси по приглашению Лу. Но вновь все закончилось ничем.

В поездке мы жили в одном номере, но подробностями Слава со мной делиться не хотел. Учитывая, что я тоже был задрафтован «Нью-Джерси» и, видимо, находился в чуть более отдаленных планах клуба, после игры ЦСКА с «Дьяволами» в их дворце в Ист-Рутерфорде (мы легко победили — 5:0) нас обоих забрали. Это было 2 января 1989 года. Повезли на скачки. Познакомили с хозяином клуба доктором Джоном Макмалланом, вели себя очень обходительно. Сделано все было абсолютно официально, с ведома наших руководителей. Но со мной переговоров по контракту не вели, поскольку, видимо, понимали: обоих ЦСКА точно не отпустит, это будет слишком большой удар по команде. А вот со Славой беседовали предметно, но в последний момент все опять сорвалось. И на эмоциях после возвращения Фетисов дал то интервью Петру Спектору.

Надо отдать ему должное: ни тогда, ни за полгода до того он не захотел в Америку убегать. Славиным требованием было, что он уедет официально как гражданин Советского Союза. Уже в середине нулевых в Штаты приезжала съемочная группа из России, которая записывала беседу с Ламорелло о нашей пятерке. Я на этом интервью тоже присутствовал, а мой сын его переводил. Наша встреча с Лу, глубоко уважаемым мною менеджером и человеком, получилась очень теплой, он дал доброе интересное интервью, причем рассказал ряд вещей, которые я не знал.

— Что именно?

— Оказывается, во время клубной суперсерии-1988/89 годов он предлагал Фетисову убежать из команды и остаться в Америке, а переводчиком во время этого разговора был Ларионов. Но Слава отказался. Я обо всем этом не имел никакого представления.

Уверен, повлиял на поведение и поступки Фетисова и отъезд Сергея Пряхина в «Калгари». Для него было оскорбительно, что первым уехал в НХЛ (более давнюю и случайную историю с Виктором Нечаевым не беру) игрок второго ряда. Получилось несправедливо. Это стало для Славы одной из последних капель, чтобы он повел себя еще более решительно и даже отчаянно. Пряхина отпустили в 25 лет, да он еще в тот год и Кубок Стэнли взял, хотя в плей-офф и не играл. А Славу, который принес столько славы стране, в 31 удерживали. Система сработала против себя, отпустив Пряхина и не отпустив Фетисова.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

  • Поделиться в
следующая
Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни