ТОП 10 лучших статей российской прессы за
April 16, 2019

Многосерийные убийцы времени

Рейтинг: 0

Автор: Иван Дмитриенко. Профиль

На днях состоялась, пожалуй, главная премьера года – стартовал показ последнего сезона «Игры престолов». Новых серий этой саги фанатам пришлось ждать почти два года. Ажиотаж, который вызывал каждый кадр со съемочной площадки, свидетельствует о том, что, хотя сериалы тысячами штампуются с середины ХХ века, сегодня они играют в нашей жизни заметно более значимую роль, чем еще буквально десятилетие назад. Что изменилось в самих сериалах и как продолжится эволюция этого жанра, разбирался «Профиль».

Шоу должно развиваться

Сериалы – ровесники телевидения. Их история началась после Второй мировой войны с незатейливых телеспектаклей. В 1960‑х годах они усложняются: после распространения цветного ТВ в США студии начали снимать полноценные фильмы с прицелом на домашний просмотр. Ситкомы и вестерны, собирающие по вечерам всю семью у телевизора, стали частью американского стандарта жизни.

Первоначально альтернативой прямому эфиру была покупка или аренда видео на VHS, с 1990‑х – на DVD. В 1997 году начал работать Netflix – сайт, позволяющий заказать диск с фильмом по интернету и получить его по почте на дом. В 2000‑х благодаря новым телевизорам и приставкам-ресиверам на рынке утвердилась услуга «видео по запросу», избавившая от необходимости спешить к «ящику» к определенному часу: за отдельную плату появилась возможность назначить просмотр на удобное время.

Следующим этапом стало сращение ТВ с интернетом. Причем первые попытки создать «умный» телевизор предпринимались в конце 1990‑х, но мешало медленное dial-up-соединение. Спустя 10 лет, когда интернет-скорости стали достаточными для передачи видео без предварительной загрузки, начался подъем стриминг-сервисов (от англ. stream – поток). Их модель выглядит простой: платишь фиксированную сумму в месяц – получаешь доступ к обширному каталогу ТВ‑контента.

До сих пор встречаются разные названия этого формата: подписное видео по запросу (subscription video on demand – SVOD), трансляция «поверх» телесетей (over the top – OTT). Но суть одна: сериалы, нон-фикшн, спорт, прямой эфир – все собрано в одном приложении, которое можно установить на разные гаджеты, используя одну учетную запись. Youtube TV, DirecTV, Sling TV – лишь некоторые известные провайдеры интернет-телевидения, всего подобных платформ в США около 200. Многие из них предоставляют неэфирный контент (например, FilmStruck – сетевая коллекция киноклассики). Netflix запустил свой потоковый сервис в 2007‑м.

SVOD оказался дешевле VOD: контент продается «оптом», оплата за каждый просмотр ушла в прошлое. Еще заметнее получилась выгода по сравнению с услугами провайдеров кабельного и спутникового ТВ. Подписывая договор с ними, зритель приобретает множество второстепенных каналов, специализирующихся на повторах шоу прошлых лет (с 1990‑х пакеты кабельного ТВ в США «раздуло» втрое – с 50 до 160 каналов). А SVOD позволяет четко определить ассортимент желаемой продукции и подписаться только на нее.

Кроме того, ликвидируется сам провайдер – «прослойка» между зрителем и телесетью, забирающая часть абонентской платы. По сути, SVOD-сервисы сыграли для телеиндустрии ту же роль, что Uber для перевозок и Airbnb для аренды недвижимости: производители услуг получили возможность выходить на клиента напрямую.

В результате чаша весов постепенно склоняется в пользу ТВ нового поколения. Возник даже термин «обрезание кабеля» (cord cutting). В прошлом году кабелем пользовались 65% американцев, стримингом – 69%, подсчитали в Deloitte. А по данным App Annie, суммарное время просмотров на ведущих SVOD-платформах увеличилось с 2016 года на 140%.

«Интернет кардинально поменял модель потребления видео, – уверен продюсер, обладатель премий «Ника» и «Золотой орел» Артем Васильев. – Уж насколько все были привязаны к телевизору, но оказалось, что у контента в Сети еще больше шансов «влиться» в повседневную жизнь: зритель сам формирует повестку, проигрывая ее в любой момент в любой форме. Традиционное ТВ не может обеспечить подобного: там единый эфир, разная целевая аудитория для разного времени суток».

Такая ситуация бьет не только по поставщикам кабельного ТВ, но и по телеканалам, лишающимся отчислений за каждого абонента и рекламодателей. Страдают «большая четверка» широковещательных сетей (ABC, CBS, NBC, Fox), крупные кабельные ресурсы (HBO, Showtime, Starz, FX, AMC) и тем более «мелкая рыбешка», стремительно теряющая рейтинги повторов.

Индустрия сопротивляется как может: телесети повышают стоимость прав или вовсе запрещают показ своего контента на SVOD-платформах, провайдеры увеличивают стоимость интернет-трафика. С другой стороны, видны попытки перестроиться: HBO развивает собственный SVOD-сервис HBO Now, CBS запустил сетевую платформу CBS All Access. Для многих это органичная эволюция. Тот же CBS был основан в 1920‑х как радиостанция, затем перешел на ТВ и теперь осваивает новую среду.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни