ТОП 10 лучших статей российской прессы за
July 11, 2019

Почему в России умирает рыба

Рейтинг: 0

Автор: Юлия Шигарева, Владимир Кожемякин, Елена Плотникова, Александр Егоров, Марина Иванова, Вефадер Меликов, Сергей Новицкий, Лев Рощин. Аргументы и Факты Москва

На июньском заседании Генпрокуратуры были озвучены пугающие цифры: из-за весеннего обмеления Волги потеряны естественные нерестилища русского осетра на 80%, севрюги — на 40%, белуги — на 92%.

Некоторые виды рыб, например волжская сельдь, полностью исчезли из-за прекращения доступа к нерестилищам. Лишимся ли мы наших рыбных богатств? И что будет с ценами на рыбу, которая и сегодня уже стала дороже мяса, хотя ей ни коровники, ни пастбища, ни корма не нужны?

Белорыбица ушла в историю

Молодые люди, что живут в низовьях Волги, уже не помнят, как выглядят осетры и белорыбица.

Сазан спасался бегством

«В этом году много неплохого сазана на донки и удочки ловится прямо в Волге, — делится местный рыболов Вадим Самохин. — Одного не пойму: внутри у рыбин даже в конце июня почему-то полно икры».

Специалисты-ихтиологи объясняют: икряная рыба в конце июня — это ненормально. Значит, у неё весной вообще не было икромёта. А где ей было нереститься? Волжская ГЭС воду сбрасывала мало, пик искусственного половодья был очень коротким. Едва рыба зашла на луга на нерест, как «заслонки» ГЭС тут же прикрыли. Ей осталось спасаться бегством вместе с икрой. Невыметанные икринки теперь либо погибнут, либо переродятся. И хорошо, если взрослая рыба от этого перерождения не заболеет и не погибнет.

«Сейчас в Интернете наши земляки с ностальгией постят исторические кадры с огромными белугами, осетрами, что водились в Волге 100 лет назад, — говорит главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ „Главрыбвод“ Сергей Яковлев. — Сегодня не то что проходных осетровых, даже местной стерляди в Волге стало катастрофически мало. Эти рыбы нерестятся на каменистых и галечных перекатах. Их было немало в русле Волги, но только до того, как появилась ГЭС.

В советские времена, когда возводилась плотина, решили: раз осётр и белуга лишились по нашей вине нерестовых угодий, восполним поголовье искусственно. От Волгограда до Астрахани построили десяток осетровых рыбзаводов. Но природу не обманешь: того количества молоди, которую выращивают искусственно, не хватает для восполнения общего стада. Плюс на Каспии активизировалось браконьерство, молодь безжалостно вылавливают. А в те естественные нерестилища, которые ещё остались на последнем речном участке Волги от Волгограда до Астрахани, осётр из моря поднимается единично».

Ещё хуже обстоит дело с некогда знаменитой «волжской нельмой» — белорыбицей. Её нерестилища располагались за 1,5 тыс. км от Каспийского моря — в реках Белая и Уфа в Башкирии, Предуралье. Сейчас на пути миграции из моря этой рыбы, как и волжских сельдей-заломов, несколько плотин. Приспособиться к нересту в низовьях реки эта холодолюбивая рыба не может. Соответственно, её природная популяция обречена на гибель.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни