ТОП 10 лучших статей российской прессы за April 25, 2023
«Титаник»: разные судьбы.
Автор: Анжелика Пахомова. Караван историй
С юности интересовалась темой "Титаника", изучала книги и даже документы на эту тему. Недавно со мной произошел удивительный случай. Будучи в Лас-Вегасе, я вторично посетила всемирно известную выставку артефактов, посвященную "Титанику" (лет восемь назад она приезжала и в Россию). На входе по традиции тебе вручают билет реального пассажира, на выходе узнаешь все о "своей участи". Вытянув билет, я узнала его сразу. Второй раз мне досталась 29-летняя американка Сара, отмечавшая на "Титанике" медовый месяц с любимым мужем...
Эта статья не об инженерных особенностях «Титаника» и хронике его гибели, а о судьбах попавших на него людей. История, сыгранная в 1997-м году голливудскими актерами, Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо, потрясла мир. Но реальные истории пассажиров удивляют не меньше. Поневоле, если верить в судьбу, задумываешься, что на этом корабле не было случайных людей... Продолжу рассказ про свой билет. Второй раз я вытянула тот же, и в американской версии выставки смогла узнать больше о судьбе пассажирки Сары. Сведения о каждом, кого потом разыскивали родственники и друзья, бережно собирались многочисленными комиссиями по расследованию (В данной статье изложены факты, приведенные в специальном путеводителе, изданном к открытию выставки артефактов «Титаника» в США. — Прим. ред.). Итак, 29-летняя миссис Сара Элизабет Чапмен ехала в Америку вместе с мужем. Путешествием на роскошном корабле молодожены планировали отметить медовый месяц. (Кстати, всего там было около двадцати пар молодоженов!) Сара с мужем планировали сойти в Фитчбурге, где работал плотником на верфи ее брат. Билеты во второй класс стоили довольно дорого, его населяли состоятельные люди (здесь, как и в первом классе, была прогулочная палуба, зал для ужинов и довольно просторные каюты). Но поняв, что мужчин не пускают в спасательные шлюпки, Сара отказалась покидать корабль. Тело ее мужа было найдено, он прижимал к себе сумочку жены, в которой были деньги и свидетельство о браке. Тело Сары не было найдено или опознано. Сохранилась фотография Сары. Мне кажется, по лицу этой порядочной и серьезной женщины видно, что она никогда не покинула бы мужа. И сколько еще было таких историй... Но не только о любви. А историй чудесного спасения и... неминуемой гибели.
Полярный титанический медведь пережил своего маленького владельца
Итак, есть факт: практически все пассажиры первого класса (именно женщины и дети!), которые пожелали спастись, спаслись. Для них была организована посадка в шлюпки в первый же час, так что многие сели в них без какой-либо паники, в надежде, что корабль «починят» и они смогут вернуться. Женщины и дети, а детей на корабле было немало — 112! Причем только 7 в первом классе, 25 — во втором, и подавляющее большинство — в третьем. Среди них — Роберт Дуглас Спедден, пассажир первого класса, пользующийся всеми преимуществами роскошного корабля. Для детей были игровые комнаты с услугами нянь, в ресторанах — детское меню. На единственном сохранившемся фото Роберта с матерью видно, что он хорошо одет, а рядом с ним — много игрушек. Роберту повезло, ему было всего шесть лет, и его без проблем пустили в шлюпку. Дело в том, что старшие мальчики, от десяти лет, уже воспринимались как взрослые, и их не пускали! (Даже в первом классе.) Итак, Роберт спасся, причем вместе со своей любимой игрушкой — плюшевым медвежонком. Его мать, обладающая многими талантами, даже написала сказку о чудесной истории спасения «Полярный Титанический Медведь». Но видно, от судьбы не уйдешь. Через три года Роберт погиб в автокатастрофе.
Есть еще одна игрушка с «Титаника» с интересной судьбой. Семилетняя Ева Харт оставила на судне свою любимую куклу, примерно такую, что показывают в фильме, когда глубоководные аппараты бороздят дно. В 1977 году рыбак выловил в водах Атлантики эту игрушку, он бросал сети в районе крушения «Титаника». Куклу долго исследовали ученые, которые не сразу установили, что она действительно была на «Титанике». Значительный вклад в исследования внесла коллекционер Тереза Мартин. Но самое интересное, что потом куклу опознала найденная владелица, которая дожила до 91 года.
Другой ребенок, Уильям Картер, был из одной из самых богатых семей, присутствующих на «Титанике» в первом классе. Но тем не менее его не пустили в шлюпку вместе с сестрами и матерью, потому что ему было 11 лет, а выглядел он еще старше. То есть был причислен к мужчинам. Тогда мать мальчика переодела его девочкой и все-таки спасла сына. Была еще одна детективная история. Михай Навратиль потерял опеку над своими детьми после развода, но выкрал их и перевозил на «Титанике» в Америку. Он понимал, что его не пустят в шлюпку, поэтому завернул мальчиков в одеяла и оставил с чужими людьми. Неудивительно, что нашлась женщина, которая обратила внимание на сирот и решила взять их к себе. Однако надеясь найти родственников, она опубликовала фото детей в газетах. Так мальчиков увидела их родная мать и приехала за ними. Впоследствии Мишель Навратиль стал профессором философии и дожил до 92 лет. Его младший брат Эдмон был архитектором, дожил до 43 лет.
Действительно, среди «детей «Титаника» есть и ветераны, увидевшие наши времена. Миллвина Дин была двухмесячной, когда ее посадили в спасательную шлюпку, и ничего не помнила. Но по семейным приданиям было известно, что они с мамой получили право сесть в шлюпку благодаря расторопности отца. Они были первыми пассажирами третьего класса, добравшимися до шлюпочной палубы. Миллвина дожила до премьеры фильма Кэмерона, но не пришла. Предыдущие фильмы о «Титанике» произвели на нее тревожное впечатление, и женщина решила, что лучше ничего не знать... Однако, узнав о Миллвине, Ди Каприо и Уинслет послали ей материальную помощь. Она была признана самой пожилой спасенной, поскольку дожила до 97 лет (до 2009 года!). Вполне возможно, что ее образ натолкнул создателей сценария на сюжет о том, что пожилая женщина возвращается на корабль. Но им пришлось подсчитать и сделать возраст Розы значительно больше — старше ста лет.
Справедливости ради надо сказать, что детей с «Титаника» спаслось довольно много, даже из третьего класса. Отчаявшиеся родители передавали своих малышей в шлюпки, а сами оставались на корабле. Но 55 погибших детей — все, кроме одного — были из третьего класса. Что же произошло с ребенком из богатой семьи? Двухлетняя Лорейн Эллисон стала заложницей своих обеспокоенных родителей, пассажиров первого класса. Дело в том, что в хаосе и толпе они потеряли из виду свою гувернантку, у которой на руках был их 11-месячный сын. Родители просто не могли сесть в шлюпку, не разыскав своего сына, и, вероятно, потеряли драгоценное время. Девочка погибла вместе с родителями, а вот ее брат был спасен той самой гувернанткой, которая села в шлюпку. Лорейн была единственным ребенком из первого и второго класса, который не был спасен.
Маленькие пассажиры третьего класса в основном разделили участь всей семьи, и это было неизбежно. Если открыть схему корабля, которую, кстати, я приобрела на выставке, то видно, что пассажирские зоны грамотно разделены от верха к низу — А, В, С, D, E, F и самая нижняя, Lower Deck. Сколь поражают роскошью каюты и салоны первого и второго класса, столь же удручают коридоры и тесные комнатушки третьего. (Никаких прогулочных палуб, кроме нескольких метров в носе и хвосте корабля, у них не было.) Это реально подводная лодка! Палуба-променад А (по которой красиво гуляли Роза и Джек в фильме), а также шикарные помещения палубы В были доступны только первому классу. На уровне D начинались каюты второго класса. Но пассажирам были также доступны прогулочная палуба, салоны и ресторан на палубе С, поэтому между ними и третьим классом было весьма значительное отличие. Каюты третьего класса в основном были раскиданы в носовой и хвостовой частях нижних уровней — Е, F и Lower Deck. Это реально много метров «под землей»! Зоны разделяли выходы, закрытые решетками. А вся общественная жизнь в основном кипела в одном имеющемся общем зале (где веселились Джек и Роза). Помещения третьего класса, воссозданные на выставке, поражают теснотой. Это просто узкий коридор, по которому метались люди от решетки до решетки. А в самый нижний уровень Lower Deck, где также находились каюты третьего класса, в первые же минуты после столкновения начала поступать вода! Ужасная безысходность...
Люди малограмотные, многие из которых даже не знали английского языка и были не способны быстро разобраться в ситуации (откуда им было знать, что шлюпок на всех не хватит?), смирно стояли «в очереди» на спасение, верили обещаниям, что сейчас их «пригласят наверх». Пока не обнаружили, что близится конец. Их естественная реакция во время опасности: молиться всей семьей. Один ребенок, тело которого обнаружили, даже удостоился Памятника неизвестному малышу. Долгое время исследователи пытались установить его личность. Только когда современные технологии стали доступны, спустя век смогли понять по ДНК, что это был полуторагодовалый мальчик Сидни Лесли Гудвин. Вся его семья из восьми человек погибла. И сколько было таких семей...
Жизнь не в радость: спаслись с «Титаника», но потом предпочли умереть
Без преувеличения, голливудскую версию «Титаника» можно считать сборником реальных историй. Ее создатели изучали документы и исследования. Помните, что Роза рассказывала, будто ее бывший жених стал успешным бизнесменом, но во время Великой депрессии застрелился? Не верится, что люди, которым даровано чудесное спасение, могли бы сделать такой выбор. Но они были. Такова история Джека Тэйера, которому было 17 лет, когда он попал на «Титаник». Тэйер даже не пробовал сесть в шлюпку, он разминулся с родителями и пытался их найти до самого конца. После того как корабль затонул, оказался в холодной воде, точнее прыгнул в нее немного раньше, чем корабль затонул. (Зачем пассажиры это делали? Во-первых, у них сдавали нервы, им казалось, что корабль утянет их на дно. Во-вторых, не представляли себе, насколько холодная вода.) В воде Джек увидел перевернутую раскладную лодку, и вместе с товарищами по несчастью им удалось поставить ее на воду. Такие лодки не являлись полноценными шлюпками, но были добавлены на корабль, и при правильном обращении могли вместить более двадцати человек. Раскладная шлюпка, найденная в океане, помогла спасти жизни двум десяткам людей, но далеко не всем.
Людей, барахтающихся в воде, было так много, что командиры шлюпок опасались, что, если они подплывут, начнется паника и их потопят. При этом в самых первых шлюпках, рассчитанных на 65 человек, сидело по 27 и даже по 12 пассажиров! Командир шлюпки N 5, Герберт Питман, скомандовал матросам грести к месту, которое было всего в 300 метрах от них! Но его остановил буквально шквал протестов. Стенограмма показаний офицера, которые он давал сенатору Смиту, потрясла мир, так как была напечатана в газетах.
Питман: Они начали грести к судну, но пассажиры в шлюпке не переставая твердили, что это безумная идея. Если мы это сделаем, нас перевернут, и список утонувших увеличится на сорок человек. И я решил не возвращаться.
Смит: Я понимаю, что это неприятная тема, но все же хотел бы знать: это был общий крик или слышались только отдельные возгласы?
Питман: Это был непрерывный стон, длившийся около часа.
Смит: И вы около часа находились вблизи от этих несчастных?
Питман: Прошу вас, сэр, не спрашивайте! Я не могу об этом думать. Я предпочел бы не говорить об этом.
Смит: У меня нет намерений будоражить ваши чувства, но мы должны знать, действительно ли вы около часа находились поблизости.
Питман: Да, мы все время находились рядом с тем местом, где затонуло судно.
Смит: Ослабевали ли призывы о помощи?
Питман: Да, постепенно ослабевали.
В шлюпке N 6, напротив, женщины требовали вернуться к «Титанику», но капитан шлюпки отказался это сделать. Лишь пятый помощник Лоу, управлявший шлюпкой 14, догадался связать шлюпки и пересадить пассажиров, чтобы они не боялись плыть на спасательные операции. Лоу пересадил 55 своих пассажиров на четыре другие шлюпки, а у себя собрал наиболее опытных гребцов. Но пока пересаживали испуганных пассажиров, пока собирали гребцов, прошел час. В итоге спасли всего четверых, причем один из них умер. Правда, еще с десяток человек все-таки подобрали другие шлюпки, но не потому, что они вернулись, а потому что люди сами доплыли до них.
Тэйер прожил довольно успешную жизнь, стал банкиром. У него была семья, много детей. Но вероятно, «Титаник» не отпускает. Когда мужчине было уже 40 лет, он стал рассказывать близким о трагедии (до этого хранил молчание). Это стало началом депрессии, которую довершили гибель взрослого сына в авиакатастрофе и последующая смерть матери, которая когда-то вместе с ним спаслась с «Титаника». После этого Тэйер покончил жизнь самоубийством. И он был не единственным...
Прообраз Мадлен Астор, жены богатого финансиста, мы видим в голливудском фильме. Помните, рассказывая перед ужином Джеку о пассажирах, Роза со смехом говорит о молодой женщине, которая пытается скрыть беременность? Мадлен действительно была на пятом месяце. Ее муж, Джон Джейкоб Астор, как благовоспитанный джентльмен, не стал обманным путем проникать в шлюпку, а посадил в нее лишь жену. Так она стала 19-летней вдовой. Она унаследовала состояние мужа, но по документам ей предназначалось выполнять условие: никогда не выходить замуж. Условие выполнить не удалось. Молодая женщина влюбилась и отказалась от состояния, чтобы быть со своим избранником. Который, впрочем, оказался недостойным человеком. Несмотря на полученные отступные при разводе, он продал историю Мадлен в газеты. Все эти переживания не пошли женщине на пользу, и она рано умерла. По одной из версий, от передозировки снотворного. Так самая богатая вдова «Титаника» не смогла распорядиться своей спасенной жизнью, несмотря на большие средства.
В фильме мы видим, как капитан корабля и главный инженер сознательно выбирают погибнуть, испытывая чувство вины. Не все смогли сделать такой выбор, но чувство вины все равно их не покидало. Матрос Фредерик Флит был тем самым несущим вахту, кто первый заметил айсберг. Он сразу же позвонил в колокол, а потом сам побежал к старшим матросам. Но времени не хватило... Потом Флит был одним из счастливчиков, кто был отряжен матросом в спасательную шлюпку. Так он спасся. Но друзья и родственники часто слышали его рассуждения о том, что, возможно, он мог бы помешать столкновению, если бы не позвонил, а сразу побежал, если бы бежал быстрее, если бы... При этом Флит не менял профессию и продолжал ходить в море. Выйдя на пенсию, уже в 1964 году, он не поладил с зятем и был выгнан из дома. А через какое-то время покончил с собой. Кто знает, что подтолкнуло мужчину к такому решению...
Их никто не спасал, но они выжили...
Говоря о «Титанике», обычно рассуждают о судьбе пассажиров. Но ведь был еще и экипаж, насчитывающий около 900 человек! Только машинное отделение обслуживало около 300! Инженеры, котельщики, электрики, пожарные, кочегары, водопроводчики, кладовщики, грузчики... Также на корабле была солидная команда врачей и медсестер, из которых спаслась лишь одна. Еще 500 человек — это официанты, служащие, портье, повара, горничные и многие другие, кто делал жизнь пассажиров приятной и легкой. Об удивительных судьбах некоторых членов экипажа остались предания.
Официантка Вайолет Джессоп была опытным сотрудником, до этого она работала на борту «Олимпика» (собрат «Титаника» по размерам и характеристикам). За год до этой катастрофы «Олимпик» столкнулся с крейсером, но не затонул. В 1912 году Вайолет перевелась на «Титаник». Она вовремя поспешила к шлюпкам и в результате спаслась. Но судьба — попадать в катастрофы — не оставляла ее. В 1916 году, когда она служила на «Британнике», корабль столкнулся с миной и затонул. И опять она была среди спасенных! До самой пенсии Вайолет продолжала служить на кораблях, она умерла в возрасте 83 лет.
Шеф-повар Чарльз Джокин, известный как главный пекарь «Титаника», после столкновения сразу же позаботился о провианте. Он отправил пекарей с мешками хлеба на палубу и сказал им положить в каждую шлюпку несколько булок хлеба. Позже Чарльз помогал усаживать женщин в шлюпки (многие боялись и выпрыгивали обратно, говоря, что «на корабле безопаснее»). Сам Чарльз и не думал спасаться, хотя как персонал мог попасть в шлюпку. Вместо этого он стал выбрасывать шезлонги на воду, чтобы впоследствии попавшие в воду люди могли за них держаться... А потом Чарльз сделал тот «трюк», который позже мы увидели в фильме. Он перелез через борт кормовой палубы так, чтобы оставаться снаружи, когда корабль начнет уходить под воду. Но в отличие от Джека и Розы ему удалось «как на лифте» спуститься в воду и обойтись без ныряний. По его показаниям он находился в воде два часа! Как ему удалось не умереть, никто не знает. На рассвете Чарльза подобрала та самая складная шлюпка, которую тонущие пассажиры превратили в действующую. К тому времени она насобирала уже 20 человек. Места ему не хватило, и он плыл, держась за борт, пока не достиг вместительной спасательной шлюпки, куда его приняли. Чарльз продолжал служить на кораблях и дожил до 78 лет.
Еще один заметный элемент команды, прославившийся благодаря фильму Кэмерона, это музыканты. На «Титанике» их было восемь, и они играли в специально отведенных зонах первого и второго класса. Однако тут фильм допускает неточность. Во-первых, музыканты не выходили на палубу. Они оставались внутри холла Парадной лестницы. Был даже проведен эксперимент. В рамках поминания 100-летия «Титаника» современные музыканты собрались снаружи на палубе корабля и попытались воспроизвести последнее исполнение оркестра «Титаника». В ходе игры выяснилось, что при таком холоде струнные инструменты расстраиваются. Кроме того, музыканты «Титаника» точно не могли играть без нот в течение почти двух часов, а на палубе было темно.
Во-вторых, музыканты играли не по своей инициативе. Это был изначальный приказ капитана корабля, чтобы успокоить пассажиров. Слушателями оркестра стали мужчины, пассажиры первого класса, которыe даже не пытались сесть в шлюпки, потому что это было бы недостойно джентльмена. Они сидели, курили и даже стучали ногами в такт музыке. Их спасательные жилеты лежали рядом. Они собирались умереть.
«Мы, наверное, прошли с полмили, когда офицер приказал матросам перестать грести... — вспоминала одна из спасшихся пассажирок. — Ни звука не донеслось до нас, кроме музыки оркестра, который я, странно сказать, услышала впервые за все это время. О, эти храбрые музыканты! Как чудесны они были! Они играли живые мелодии, регтайм до самого конца. Только всепоглощающий океан мог утопить их в тишине... Последняя мелодия, которую оркестр играл — «Ближе к Тебе, Господи», я отчетливо это слышала. Конец был совсем близок».
Непотопляемая Молли стала «матерью Терезой» «Титаника»
Разумеется, Кэмерон не мог лишить внимания такую персону, как Молли (Маргарет) Браун. На корабль она села взрослой, 44-летней женщиной, а до этого пожила много и пестро. Работала в универмаге, где познакомилась с Джеймсом Брауном. Несмотря на то что девушка мечтала выйти замуж за богача, она сделала выбор в пользу своего сердца. И не прогадала... Прямо на своем участке Браун нашел золотую жилу. И стал миллионером. Именно поэтому в фильме показано, что Молли сторонились порядочные женщины, потому что она была, что называется, new money, то есть не из унаследовавших состояние, а сделавших его. Маргарет принимала самое деятельное участие в спасении людей, уговаривала женщин сесть в шлюпки. Когда же «Титаник» затонул, между ней и командиром шлюпки действительно состоялся резкий разговор на тему возвращения к «Титанику». Рулевой Роберт Хиченс очень сильно надоел пассажирам рассказами о том, как они погибнут, если только приблизятся к тонувшим... Но опасность была еще и в том, что им пришлось много часов ждать «Карпатии» (судна, спешившего на помощь), без еды, питья, а у многих и теплых вещей не было. Им ведь говорили: «Вы вернетесь на «Титаник» к завтраку, это только меры предосторожности». Молли призвала женщин грести, чтобы согреться. А на «Карпатии» она тут же собрала 10 тысяч долларов для тех, у кого ничего с собой не было. Позже Молли организовала «Фонд спасшихся с «Титаника» и лично вручила капитану «Карпатии» кубок от имени выживших пассажиров . В 1960 году вышел бродвейский мюзикл «Непотопляемая Молли Браун». Она стала символом мужества американцев, спасшихся с «Титаника».
Интересно, а были ли на корабле русские пассажиры? Этот вопрос до сих пор остается открытым, так как все приведенные ниже истории о пассажирах, которые «в списках не числятся». Дело в том, что на «Титаник» были «списаны» пассажиры второго и третьего класса с других кораблей, потому что билеты не были раскуплены, люди боялись нового корабля. Но о них вспоминают их потомки. Офицер Михаил Жадовский испортил свою репутацию делом о мошенничестве и уехал искать работу на чужбине. В 1911 году он поступил на лайнер кассиром. По преданию Жадовский отказался от своего места в шлюпке, которое ему полагалось как хранителю сейфа, женщине из третьего класса. А ей передал записку с адресом в России. Так о подвиге Жадовского узнал его сын. Потомки русского дворянина передают эту историю из поколения в поколение.
Другой человек уже в 2004 году опубликовал статью о некоем крестьянине Иване Мишине, который пытался на «Титанике» эмигрировать вместе с другими ростовскими крестьянами, членами секты «Новый Израиль», которых якобы было 19 человек. Однако ни одной из этих фамилий нет в списках.
Более-менее достоверной историей является чудесное спасение казака Михаила Кучиева. Он ехал в Америку на заработки. Во время затопления он прыгнул в воду, а потом взобрался на деревянный обломок мебели, что помогло ему избежать контакта с холодной водой и дождаться помощи. Михаил, как и другие пассажиры, получил денежную компенсацию от компании и лечился за ее счет. А потом вернулся на родину.
Спасенные на «Карпатии»: скорбь по близким и подсчет убытков
Когда мы смотрим художественные фильмы о «Титанике», все представлено так, будто, оказавшись в шлюпке, люди сразу же испускали вздох облегчения. А поднявшись на палубу «Карпатии», могли больше ни о чем не беспокоиться. Но это было не так... Во-первых, многие были очень легко одеты, когда «ради мер предосторожности» вышли на палубу. Некоторые, кто поздно проснулся, даже выбежали в пижамах. Во-вторых, в шлюпках было адски холодно. А люди провели в них всю ночь! Не было воды, только некоторые предусмотрительные мужчины взяли маленькие фляжки со спиртным. Ну и самое главное, выяснилось, что персонал не умеет обращаться со шлюпками, да и куда грести непонятно... В основном шлюпки дрейфовали, ожидая, пока их заметят. О том, что судно «Карпатия» получило сигнал о бедствии и спешит им на помощь, пассажиры не знали... Просто надеялись, что их кто-то заметит.
А что же «Карпатия»? Это было не такое большое, как «Титаник», пассажирское судно, и, пожалуй, оно смогло принять сотни человек только благодаря разумному капитану, Артуру Рострону. Он понимал, что надо продумать все: как поднимать людей на судно в открытом море. Где их разместить, чем накормить. Капитан полагал, что примет 2000 человек, думая, что большинство пассажиров спаслось. Он приказал подготовить к спуску шлюпки, забортные трапы, грузовые сетки для подъема детей. Обеденные салоны были переоборудованы в медпункты. А среди пассажиров разыскали врачей. Людей попросили выделить в своих каютах кровати для пострадавших. Капитан увеличил скорость и, в сущности, подвергал риску своих пассажиров, так как в океане было полно айсбергов. Когда взошло солнце, стало видно, что вода усеяна льдинами разных размеров. А при приближении к месту катастрофы стали попадаться обломки корабля и трупы окоченевших пассажиров в спасательных жилетах. Это ужасное зрелище произвело тяжелое впечатление на экипаж и пассажиров. Тела погибших замечали в том районе даже спустя много месяцев.
Приплыв к месту затопления, экипаж «Карпатии» сначала не заметил шлюпки, возникло опасение, что они опоздали. Но вот корабль подал сигнал, шлюпки стали подплывать к веревочному трапу. Многих пришлось поднимать на сиденьях, а детей — в почтовых мешках, так как они обессилели и замерзли. Всего на борт «Карпатии» поднялось чуть более семисот человек. Пострадавших сразу же закутывали в пледы, отправляли в медпункты, давали горячее питье. С появлением сил и удовлетворением основных потребностей начинали «оттаивать» и чувства пострадавших. Шутка ли: практически каждый оставил на «Титанике» своих мужей, отцов, взрослых детей... Пока они были в шлюпках, могли надеяться, что те спаслись. Но после составления списков стало понятно, что надежды больше нет. У многих пассажиров начались нервные срывы и истерики. Все это легло тяжелой ношей на плечи капитана, который нес двойную ответственность. Ведь «Карпатия» продолжала путь в таких же тяжелых условиях, как «Титаник», через айсберги. Были сильный туман и волны. Через три дня припыли в Нью-Йорк.
Когда корабль причалил, на пристани были десятки тысяч людей. Пресса, любопытные, родственники спасенных и погибших (ведь никто не знал о судьбе своих близких), сотрудники благотворительных организаций. Были и такие пассажиры, которым оказалось некуда идти. Члены их семей погибли, пропало имущество. Таких размещали в отелях, оказывали помощь. Больше всего спасенным досаждали репортеры. Некоторые из них поднялись на борт «Карпатии» еще до того, как корабль причалил. Их задачей было собрать самые интересные истории, но многие пассажиры были не настроены общаться. Однако спускаясь с корабля, они были окружены толпами прессы.
Комиссия по расследованию дела «Титаника» была создана сразу же. И если общаться с прессой пассажиры могли отказаться, то с комиссией — нет. Они были обязаны являться на опросы. А все члены экипажа были допрошены в обязательном порядке. Их приглашали в суд, который продолжался в течение месяца. Многие пассажиры охотно посещали заседания, так как хотели знать правду. И они ее быстро узнали. И о том, что хозяин компании приказал гнать на всех парах. И о том, что капитан проигнорировал сообщение об айсбергах, а также (по слухам!) приказал закрыть решетки в третьем классе и играть оркестру погромче. И о том, что технике безопасности персонал был не обучен, ну и, конечно, о недостаточном количестве шлюпок. Комиссия пришла к выводу, что пассажиров третьего класса не спешили предупреждать об опасности, и многие долго находились в неведении. Так старались «избежать паники», а может, зная о количестве шлюпок, вообще не планировали никого спасать. Комиссия проделала очень большую работу. Опросили более ста свидетелей и экспертов, основное внимание было сосредоточено на офицерах. Однако выводы сената были неожиданными для многих: в гибели корабля никто не виноват, он зaтoнyл из-за обстоятельств непреодолимой силы. Пассажиры были потрясены и начали подавать иски против компании White Star Line. Им были выплачены компенсации. В страховании «Титаника» принимали участие в общей сложности 100 компаний, а общая сумма страховок достигала миллиона фунтов.
Компенсации по страховке получили все пассажиры, потому что они были распределены между множеством компаний. Однако есть версия, что гибель «Титаника» была запланирована именно из-за страховых махинаций. Конечно, такая практика существовала... У Бруно Травена даже есть такой роман, «Корабль мертвых»... Он рассказывал о корабле, который отправился «в последний рейс», о чем знал только капитан. Потом судно затопили, а его владельцы получили компенсацию. Но там речь шла о грузовом судне, а тут — пассажирское, со сливками общества... Сторонники версии считают, что «Титаник» должен был получить незначительные повреждения. В этом случае страховая компания выплатила бы большие деньги, что было необходимо, так как владельцы терпели убытки. Постоянные происшествия с другим кораблем, «Олимпиком», сделали его непопулярным. На «Титаник» же вообще плохо раскупались билеты, потому пришлось пересаживать на него пассажиров с других рейсов. Что говорит в пользу этой версии? Во-первых, используемый маршрут согласовывался с руководством компании-судовладельца. Почему-то они выбрали не безопасный обход, а прямой путь через участки, заполненные айсбергами. Кроме того, эксперты считали, что указания помощника капитана способствовали столкновению. Если бы «Титаник» плыл как плыл, то лобовое столкновение не повредило бы его так сильно. Но он «подставил борт» и получил 60-метровую пробоину. Эти версии долго будоражили умы людей, но через два года началась Первая мировая война.
Внимание к «Титанику» вернулось только в 90-е годы в связи с тем, что глубоководные аппараты смогли спуститься к судну, и после выхода голливудского фильма. Найденные документы осветили детали, которые раньше не были известны широкой публике. Например, гораздо ближе, чем «Карпатия», к месту затопления «Титаника» находилось судно «Калифорниэн». Если бы оно сразу поспешило на помощь, то могли спасти всех пассажиров, оказавшихся в воде. Официально корабль не получил сигнала о бедствии, потому что незадолго до крушения единственный радист судна отправился спать. Однако нетрудно было заметить многочисленные ракеты, которые выпускали с «Титаника». Белые сигнальные ракеты на языке мореплавателей означают одно: нужна помощь. Позже был допрошен персонал судна, капитан и моряки признались, что видели ракеты, но «не поняли, что они означают». Скорее всего, им просто не хотелось обеспокоить себя спасательной операцией.
Также было найдено литературное произведение, которое предсказало гибель «Титаника». В 1898 году в Англии вышло сочинение «Тщетность», автор Морган Робертсон. Там до деталей была описана гибель от столкновения с айсбергом в Атлантике роскошного океанского суперлайнера, считавшегося непотопляемым. Удивительно, но корабль назывался практически так же: «Титан». Да, «Титаник» — это действительно загадка века, которая оставила после себя очень много вопросов. Но многие кинозрители любят «Титаник» таким, каким он был до затопления, каким мы увидели его в фильме Кэмерона. И, наверное, втайне мечтают хоть раз поплавать на таком корабле пассажиром первого класса. Но только чтобы все закончилось хорошо! Кстати, такая возможность есть.
Может ли современный человек попасть на «Титаник»? Может!
Самый роскошный лайнер современности Crystal Serenity удивляет бассейнами, теннисными кортами, фитнес-центром и спа-салоном и даже галереей бутиков. Но лично мне не близка современная обстановка корабля. Моя мечта — путешествие на Queen Mary 2, корабле, обстановка которого более-менее напоминает прошлый век. Она уютная, роскошная и немного отдает стариной. Кстати, именно здесь установлен самый строгий дресс-код: днем рубашки и брюки, а вечером — обязательно костюмы и вечерние платья. Честно говоря, только эти два корабля поражают воображение так же, как когда-то завораживал «Титаник». Построить же копию «Титаника» планировали еще в 1998 году, после сумасшедшего успеха фильма. Один бизнесмен представил проект корабля, в точности повторяющего обстановку, но, разумеется, с современным оснащением, однако инвестиций не хватило. А вот в Китае много лет строят точную копию корабля, но в качестве тематического парка. Надеемся, он скоро откроется и пустовать не будет. Ведь именно в Китае, а еще в России, фильм Кэмерона имел самый большой успех и имеет наибольшеее число поклонников. Ну и самое главное: австралийская круизная компания Blue Star Line, которая занимается воссозданием точной копии легендарного лайнера «Титаник», сделала анонс о первом рейсе судна «Титаник II». Он должен был спуститься на воду в 2022 году, но потом новости о корабле резко перестали поступать. Обыскав все англоязычные источники, я поняла только то, что проект завис. Но корабль готов, друзья, и он — абсолютная копия по интерьерам. Думаю, когда-нибудь его спустят на воду. Лично для меня как поклонника «Титаника» и оптимиста это — хорошая новость!
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.