В летнюю трансферную кампанию чемпионат России пополнился рядом именитых новичков, одним из которых стал защитник Александр Бюттнер. Голландец выступал за Manchester United, однако решил покинуть суперклуб и примкнуть к столичному «Динамо». О причинах этого нетривиального поступка, впечатлениях от новой команды и страны, карьерных планах, сборной Нидерландов, своих татуировках и жизненных приоритетах Александр Бюттнер рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Каковы мотивы футболиста, променявшего Manchester United на «Динамо»?
Когда я узнал о приходе Луи ван Гала на пост главного тренера манкунианцев, решил, что надо менять команду. Главный тренер москвичей Станислав Черчесов лично связался со мной, сказал, что заинтересован. Из нашего разговора я понял, что динамовцы будут играть именно в тот футбол, который мне нравится по стилю. На данный момент я считаю, что не ошибся с выбором. Команда выступает хорошо, борется за лидерство в чемпионате страны, играет в групповом турнире Лиги Европы.
Черчесов гарантировал вам место в стартовом составе?
Таких обещаний он не давал – свою состоятельность надо доказывать на поле. Что я и делаю. Тренер рассказал о команде, ее составе, тактических схемах… Я хочу играть много и быть полезным «Динамо».
В расстановке с четырьмя защитниками вы действуете слева. Это оптимальная для вас позиция?
У меня есть опыт игры на фланге полузащиты, также могу выступать в амплуа латераля, закрывающего всю бровку. Но в первую очередь я фланговый защитник, так что действую на своем месте. На момент нашей беседы мы провели только один матч с другой схемой – домашний с Omonia в Лиге Европы, когда на поле вышли три центральных защитника. Но в данном случае тактика выбиралась исходя из соперника, она не является основной. Моя задача – сыграть как можно больше матчей.
Как думаете, выступление в групповой стадии Лиги Европы может негативно отразиться на перспективах «Динамо» в российском первенстве?
Не вижу проблем: в нашей команде длинная скамейка запасных, можно варьировать состав, давать спортсменам отдых. Два-три матча в неделю – это нормальный график. Конечно, мадридский Real и другие гранды выступают в Лиге чемпионов, но и в нашем турнире есть очень серьезные клубы. К примеру, Tottenham Hotspur. Лично для меня очень важно играть в евротурнире.
Перешедший из Manchester United в ЦСКА Зоран Тошич дважды выиграл чемпионат России. Если мы встретимся с вами через три-четыре года, вы будете по-прежнему выступать в «Динамо» и иметь в активе два национальных титула – сможете назвать карьеру успешной? Или для вас приоритетнее по максимуму проявить себя, чтобы затем перебраться в европейский топ-клуб?
Конечно, важно выступать как можно лучше, но командные успехи для меня приоритетнее личной статистики. Буду счастлив, если «Динамо» станет чемпионом – клуб давно не добивался такого результата, а нынешний подбор исполнителей позволяет претендовать на максимальный результат.
Считаете состав бело-голубых сильнейшим в РФПЛ?
Сложно отвечать на этот вопрос до тех пор, пока не сыграл против всех команд. Но по матчам, которые я видел, могу сделать вывод, что мы в порядке и способны завоевать титул.
Вас что-то тревожило перед переездом в Россию?
Я ничего не боялся. В РФПЛ выступают многие поигравшие в Нидерландах футболисты. К примеру, мой друг Балаж Джуджак. Раз они здесь прижились, то и мне нечего было опасаться. Матье Вальбуэна – очень высококлассный игрок. Его приезд свидетельствует о силе как «Динамо», так и российского первенства в целом.
База «Динамо» находится в Новогорске, в то время как вы поселились в Ritz-Carlton Moscow. Не слишком ли далеко ездить?
Здесь живут некоторые мои одноклубники, которые хорошо отзываются об отеле. Я последовал их примеру и могу сказать, что это отличное место. Здесь комфортно. Да и добираюсь до базы за вполне приемлемое время. Правда, для жизни с семьей лучше все же выбрать квартиру. Я уже нашел подходящую и вскоре перееду в район «Москва-Сити».
Тоже неблизко…
Думаю, проблем не возникнет. Для меня главное – комфорт, в котором я могу отдохнуть и набраться сил перед матчами и тренировками.
Вы сами водите в Москве?
Не рискую садиться за руль – слишком плотное движение. Я бы сказал, это единственное, что меня беспокоит здесь. Проблем с адаптацией у меня нет.
Вы сказали «для жизни с семьей». Она у вас большая?
Родители и три брата – один старший и два младших. По возможности приезжают в Россию.
Вы единственный футболист в семье?
Старший брат выступал на довольно высоком уровне, но завершил карьеру по здоровью: у него проблемы с дыхательной системой. Но у нас спортивная семья: кто-то для себя занимается фитнесом, кто-то – боксом.
Доводилось читать, что ваш отец дружит с Гусом Хиддинком…
«Дружит» – это слишком громкое слово. Гус жил в одном городе с нами, мы знакомы. Мой отец иногда посещает ресторан, которым владеет брат Хиддинка.
Раз уж речь зашла о Хиддинке, не могу не спросить о сборной Нидерландов. Она проиграла два первых матча под руководством Гуса…
Я не видел этих встреч полностью, только фрагменты. Это футбол, а в нем бывают как победы, так и поражения. Игрокам надо приспособиться к требованиям нового главного тренера, должно пройти время. Лично я мечтаю выступать за свою страну и сделаю все возможное, чтобы пробиться в сборную.
Думаете, чемпионат России – хорошая стартовая площадка для этого?
Почему нет? Матье Вальбуэна вызывается из «Динамо» в сборную Франции, в нашем клубе немало игроков и других национальных команд. Хиддинк работал в РФПЛ, поэтому не думаю, что он недооценивает этот турнир. Уверен, в случае удачных выступлений за «Динамо» Гус даст мне шанс.
Лидеры голландской команды Арьен Роббен, Робин ван Перси и Уэсли Снейдер преодолели 30‑летний рубеж. Думаете, они еще могут вести за собой партнеров или нужны новые имена?
Уверен, эти игроки находятся на пике карьеры и принесут много пользы нашей сборной. Лично я считаю Роббена одним из лучших футболистов мира, без преувеличений. Очень хорош Снейдер, я отыграл два сезона в Manchester United бок о бок с ван Перси – он невероятен. Много забивает и как человек приятен. Не думаю, что голландской сборной требуются революционные изменения.
Есть ли среди малоизвестных за пределами Нидерландов игроков таланты уровня Роббена?
Мне сложно ответить на этот вопрос, так как не выступаю в голландском первенстве. Но у нас всегда было немало талантов. Когда кто-то из них «выстреливает» и дорастает до сборной, я радуюсь. В то же время надеюсь и сам поиграть за свою страну.
Как думаете, почему Луи ван Гал не давал вам такой возможности?
Я никогда не говорил, что он плохой тренер, как раз наоборот. Но с его стороны было нечестным не предоставить мне шанса. Когда в четвертьфинале Лиги чемпионов Manchester United сыграл дома вничью с мюнхенским Bayern, я «съел» Роббена и был признан одним из лучших игроков, но так и не удостоился внимания ван Гала. Успешно выступал за одну из лучших команд мира – никакой реакции. Подобные вещи очень расстраивают. Сейчас я начинаю свой путь в сборную заново.
Хиддинк с вами уже общался на эту тему?
Пока нет, но верю, что все впереди. Считаю, что для моих личных перспектив в сборной очень важно выступление «Динамо» в Лиге Европы.
На вашей странице в Instagram немало фотографий с небольшим самолетом. Это личный?
Своего у меня нет. Но когда нам предоставляют несколько выходных подряд, а подходящих регулярных рейсов нет, пользуюсь услугами бизнес-авиации. С ее помощью можно быстро добраться к семье в Голландию.
Снимок с Coca-Cola и сэндвичами произвел на нашу редакцию сильное впечатление. Станислав Черчесов не ругался?
Не знаю, видел ли тренер его. Мне этот кадр понравился, и я решил поделиться им с подписчиками. Благо их у меня много. Мы с Дугласом летели к семьям, а на борту предлагали только такую еду. Раз в неделю я могу съесть пиццу или еще что-нибудь не очень полезное. Но в целом слежу за питанием, у меня нет проблем с весом. Чувствую себя прекрасно, вовремя ложусь спать, хожу в тренажерный зал… В общем, делаю все, чтобы быть полезным своей команде.
Вы тренируетесь больше партнеров?
Всегда остаюсь, чтобы позаниматься дополнительно. Впрочем, так поступают многие мои партнеры. Например, сегодня мы с Матье Вальбуэна отрабатывали удары по воротам. А перед тренировкой я посетил тренажерку.
Кто из футболистов, с которыми вы выступали вместе, лучше всего оснащен технически?
Я бы назвал Нани, ван Перси, Райана Гиггза и Пола Скоулза, они практически не теряли мяча. А последний меня поражал тем, что еще до того, как принять мяч, знал, что будет делать с ним дальше. На поле молниеносно принимал решения.
Карьеру Нани сложно назвать очень успешной…
Почему вы так думаете? Он основной игрок сборной Португалии, много лет выступал за Manchester United, регулярно забивал. Сейчас – в аренде в Sporting, но не считаю это провалом. Нани очень быстрый! Видели бы вы, как он неистово тренируется, каждый день посещает зал, выкладывается по полной. По-настоящему большой игрок.
Звезда – это в первую очередь талант или работоспособность? Может, удача?
Все сразу. Я считаю, что без доли везения по-настоящему серьезного успеха не достигнешь.
Вы уже задумывались над тем, чем займетесь по окончании карьеры?
Буду сниматься в кино.
Как Винни Джонс?
Нет, как Леонардо ди Каприо. Это шутка. Планирую играть в футбол как можно дольше, после чего хочу тренировать детей. Здорово наблюдать за тем, как они прогрессируют. Считаю, что человек, поигравший на высоком уровне, может дать им немало полезного – причем не только в чисто спортивном плане, но и в житейском. Я не стал бы работать главным тренером в «большом» клубе. По крайней мере, сейчас считаю, что это не мое. В любом случае надеюсь остаться в футболе.
Значит, вас вдохновляет пример Гиггза, выступавшего до 40 лет?
Постараюсь последовать его примеру. Но загадывать нельзя – нужно, чтобы миновали травмы, сохранялась форма. Я очень люблю футбол и буду скучать без него.
Вы не хотите становиться главным тренером в профессиональном футболе, потому что не лидер по характеру?
С чего вы взяли? Я как раз лидер, постоянно борюсь на поле. Просто делюсь с вами своим нынешним мироощущением. Возможно, по завершении карьеры оно изменится, и я захочу стать главным.
Вам посчастливилось тренироваться под руководством сэра Алекса Фергюсона. В чем его главное отличие, к примеру, от Дэвида Мойеса, под руководством которого Manchester United резко сдал?
С ходу сложно ответить на этот вопрос. Мойес тоже является очень хорошим тренером, он любит футбол. Но, для того чтобы раскрыть все свои таланты, порою нужно время. Нелегко сразу влиться в один из сильнейших клубов мира. Что до Фергюсона, то я бы назвал его отличительной стороной выдающуюся интуицию: он прекрасно чувствовал, когда с игроком надо вести себя построже, а когда, наоборот, проявить лояльность, предугадывал, как надо поступить в данный конкретный момент – побеседовать с игроком или же оставить его наедине с собой. Фергюсон умел создать атмосферу, в которой футболисты готовы биться за свой клуб, отдавать себя без остатка на поле. В чисто же футбольных аспектах не следует недооценивать роль Рене Меленстена, именно помощник сэра Алекса непосредственно проводил тренировки, они много беседовали перед матчами, разрабатывая план на игру.
Как думаете, эта способность Фергюсона понимать футболистов – врожденная или же она вытекает из опыта?
Я бы сказал, симбиоз. Этот человек практически никогда не ошибался, и в этом его феномен.
Вы можете сравнить стиль работы сэра Алекса и Станислава Черчесова?
Думаю, нет двух тренеров с полностью одинаковым стилем. Динамовский наставник похож на Фергюсона сильным характером. Он тоже старается заряжать игроков позитивом, дает право на ошибку, когда видит, что ты полностью отдаешься делу, и отличается знанием психологии.
Тренировочный процесс в «Динамо» и Manchester United похож?
Есть немало общего, в частности посещение тренажерного зала перед занятием на поле. В целом я бы сказал, что в московской команде нагрузки выше, а тренировки более продолжительные. На меня произвела огромное впечатление динамовская база в Новогорске – поля, бассейны… Все на высшем уровне.
Вы выступали в голландском и английском первенствах, где команды не преодолевают больших расстояний по дороге на выездные матчи. Длительные перелеты – это проблема?
Ни в коем разе. У меня вообще нет никаких бытовых сложностей. Я не ожидал, что Москва столь красива. Мы с вами беседуем в панорамном баре О2 Lounge, посмотрите по сторонам – потрясающие виды на Красную площадь! Люди ко мне относятся по-доброму, всячески помогают, так что могу концентрироваться на футболе и завоевании трофеев с «Динамо».
Не могу не спросить о ваших татуировках…
Первую я сделал в 17–18‑летнем возрасте. Как правило, они посвящены моей семье и религии. Есть и чисто футбольные. Я не хожу к конкретному мастеру, наколки выполнены разными людьми в Нидерландах и Англии.
На одной из татуировок значится номер 28, под которым вы выступали в Manchester United…
Считаю его счастливым. В дебютном матче за манкунианцев я стал автором гола и отдал голевой пас. Испытал непередаваемые эмоции и в память об этом дне наколол на руке счастливый номер.
Вы хотели выступать под ним в «Динамо»?
Да, но он был занят, а просить игрока, который давно в клубе, сменить номер ради новичка считаю некорректным. Будь я сам старожилом команды и получи просьбу о смене цифры на футболке, ответил бы отказом. Так что я взял себе «тройку». Но если появится возможность, сменю ее на 28.
А если под номером 3 станете чемпионом России и будете признаны лучшим игроком РФПЛ, сделаете татуировку с этим номером?
Все может быть. Свободных мест на моем теле хватает.
Судя по татуировкам, ваши жизненные приоритеты – семья, религия и футбол?
На первом месте все же семья.
У вас есть девушка?
До недавнего времени была, но сейчас в личном плане у меня довольно сложная ситуация.
Россия славится своими красавицами…
О романах с россиянками я не думаю. Я приехал сюда играть в футбол, побеждать и завоевывать трофеи с «Динамо». Пока моя карьера складывается удачно: из маленького голландского клуба я попал в Manchester United, отыграл два года рядом с мировыми звездами, стал чемпионом Англии, сейчас перешел в еще один топ-клуб. Посмотрите на наш состав: команда с таким подбором исполнителей способна на многое.