ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 2, 2019

Беглые и подвисшие

Рейтинг: 0

Автор: Дарья Данилова , Ольга Тимофеева-Глазунова , Вера Петухова , Татьяна Струкова. Русский Репортер

Через три недели после того, как бизнесмен Андрей Каковкин был приговорен к трем годам тюрьмы, в России заработала онлайн-платформа «ЗаБизнес.рф», где предприниматели могут пожаловаться на давление силовиков. Таким образом, государство официально признало проблему силового давления на бизнес и попыталось предложить какой-то способ ее решения. В первые же сутки на платформу было загружено несколько десятков жалоб

Андрей Каковкин — первый из десяти бизнесменов, вернувшихся в Россию по «списку Титова». Его и других предпринимателей, бежавших из России от уголовных преследований, бизнес-омбсдумен Борис Титов заверил, что они смогут вернуться на родину и не отправиться в СИЗО прямо из аэропорта. После приговора, вынесенного Каковкину, вернувшимся и тем, кто собирался это сделать, стало не по себе.

Первый срок

— Отреагировали плохо. Очень, — говорит о реакции бизнесменов из «списка Титова» представитель бизнес-омбудсмена Дмитрий Григориади. — Но другого механизма нет. Если мы уйдем, то все — розыскники (разыскиваемые бизнесмены. — «РР») снова будут брошены. Надо быстрее внести правки в УПК, и тогда можно сворачивать удочки.

По распространенности преступлений против бизнеса Россия в 2018 году вошла в топ-5 стран мира. По данным PricewaterhouseCoopers, российские предприниматели чаще всего жалуются на незаконное присвоение активов и коррупцию.

Бывшего директора ростовского ООО «Торговый Дом “ГРИФ”» Андрея Каковкина в России давно ждали по обвинению в мошенничестве. В августе 2015 года его компания заняла у другой 10 миллионов рублей, которые якобы не собиралась возвращать. Деньги два года пролежали на арестованном банковском счете, а затем вернулись истцу. Но даже после этого дело не закрыли. После начала уголовного преследования Каковкин был вынужден уехать из России. Его сообщник Александр Баскаков в 2017 году получил шесть лет колонии строгого режима.

В феврале 2018-го Каковкин первым из «лондонского списка» вернулся в Россию. Его задержали прямо в аэропорту. Представителям Бориса Титова удалось добиться его освобождения. В августе дело Каковкина было закрыто, а в сентябре его снова возбудили. Расчет был простой: если закрыть дело, то приговор Баскакову придется отменить, его самого отпустить на свободу, а против посадивших его следователей возбудить дела. На это правоохранительные органы пойти не могли. В итоге Кировский районный суд Ростова-на-Дону признал Андрея Каковкина виновным и приговорил к трем годам колонии общего режима.

Адвокат бизнесмена Ольга Селихова отмечает, что в деле нет материала для уголовного преследования:

— С Андреем просто свели свои личные счеты, — говорит она.

— Кто сводил с ним счеты?

— Потерпевшие. Группа компаний.

Дмитрий Григориади называет дело Каковкина стандартным коммерческим спором, в котором отсутствует ущерб, так как заем в 10 миллионов рублей был сразу же возвращен потерпевшему.

— Типичное дело в России — перевернуть гражданский спор с отсутствующим ущербом в уголовку и дать предпринимателю по полной, — говорит Григориади. — У нас нет «договорняков», и у нас борьба со всеми: с силовиками, со СМИ, с огромной толпой народа, которая нас критикует. Иногда становится непонятно, кому вообще все это надо. Но мы идем дальше. Борис Юрьевич обратился по делу Андрея Каковкина в Генпрокуратуру, подаем апелляцию. Но кто сказал, что будет легко?

Впрочем, Титов не обещал предпринимателям амнистии. Речь шла только о том, что они смогут защищать свои права в суде не из клетки, приговор же оставался за судьей.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни