ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 23, 2018

Что в мумии тебе моей?

Рейтинг: 0

Автор: Андрей САМОХИН. Культура

Казалось бы, трудно совместить археологию, музейное дело и ядерную физику. Но в НИЦ «Курчатовский институт» это удалось: здесь с помощью масс-спектрометрии, компьютерной и нейтронной томографии и иных передовых методов проводят глубинные исследования исторических артефактов и произведений искусства. Газете «Культура» объяснили, как и зачем это делается.

Пропускной пункт с двойными воротами на входе, охрана, огражденная территория — легендарный «Курчатник» всегда был и остается режимным объектом. Вот уже третий год сюда привозят на день или на несколько месяцев исторические раритеты из ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГИМ и других музеев и исторических институтов.

Скифские стрелы и древнерусские пергамены, украшения из степных курганов и пещерные доисторические рисунки, скульптурные шедевры Возрождения и египетские мумии — все это исследуют с помощью новейших технологий в Курчатовском НБИКС-центре. Рассказывает заместитель директора НИЦ «Курчатовский институт», руководитель Лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках, кандидат философских наук Екатерина Яцишина.

— Главным «мотором» создания лаборатории был президент института Михаил Ковальчук, а первым нашим партнером стал ГИМ: способствовала сближению выставка, которую мы организовали к 70-летию нашего института. Затем в марте 2015-го мы провели в Курчатовском институте научную конференцию, на которой уже предложили историкам свою «физическую» помощь. Чуть позже началось сотрудничество с Институтом археологии РАН и Музеем изобразительных искусств. В итоге с ним возник междисциплинарный проект, в котором участвуют физики, химики, медики, антропологи, историки, археологи, искусствоведы.

Спрашиваю, вытекает ли это направление из идеологии НБИКС-центра.

— Разумеется, — соглашается Екатерина Борисовна. — Генеральное направление работ Курчатовского НБИКС-центра — природоподобные технологии. Но наши исследования связаны и с одной из первейших специализаций Курчатовского института — материаловедением, начинавшимся как реакторное, затем полупроводниковое и сегодня уже биоорганическое. Накоплен уникальный опыт и обширная база для таких исследований. Поэтому вполне закономерно произошел «перенос» классического материаловедения на исторические объекты. Здесь очень важно наличие у нас единственного в России специализированного синхротронного источника, позволяющего получать излучение в инфракрасной, ультрафиолетовой и рентгеновской областях спектра. Отмечу, что применение подобных установок класса «мегасайнс» для изучения исторических артефактов — общемировая тенденция. Конечно, использовать такие возможности высоких технологий на постоянной основе могут позволить себе только крупнейшие мировые центры — Британский музей, Лувр... Музейщики и археологи уже привычно прибегают к естественно-научным методам исследования, но в основном это узконаправленные экспертизы. У нас же объекты исследуются комплексно, и, главное, зримо видно слияние гуманитарных и естественных наук.

Интересуюсь, а не случится ли однажды с привозимыми раритетами истории как с «шлемом Александра Македонского» из известной кинокомедии?

— Вряд ли. Для крупных экспонатов заказывается специальный транспорт и охрана, — успокаивает Яцишина. — Даже микропробы экспонатов хранятся у нас в специальной комнате, в сейфе.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни