ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 8, 2022

Далеко не всё мармеладно

Рейтинг: 0

Автор: Татьяна Богданова. Аргументы и Факты Москва

Уже несколько месяцев Росстат фиксирует снижение инфляции (за исключением последней недели ноября). Однако население, судя по опросу ЦБ считает, что цены не падают, а инфляция по-прежнему высокая – 18,8%.

Aif.ru обратился к завлабораторией анализа институтов и финрынков ­РАНХиГС Александру Абрамову, который с 2015 г. ведёт подсчёт личной продуктовой инфляции. Профессор ежемесячно записывает цены на 12 типовых продуктов в «Ашане», «Пятёрочке» и «Перекрёстке», поэтому свой индекс назвал Т-12. А коллеги-экономисты дали ему второе название – «Индекс мармеладных мишек», потому что в корзине есть пакетик мармеладных мишек (см. инфографику).

Куриные истории

Aif.ru: – Александр Евгеньевич, ваша продуктовая инфляция всегда была выше официальной. По итогам 2021 г. больше чем в 3 раза – 30% против 8,4% от Росстата. Что в этом году?

Александр Абрамов: – В отличие от инфляции Росстата, мой индекс более волатильный (изменчивый. – Ред.) из-за малого количества продуктов. Если какой-то товар сильно дорожает или дешевеет, он резко тащит вверх или вниз стоимость всей корзины. Однако «индекс мишек» чутко улавливает тренды в движении продовольственных цен. В 2021-м инфляция по Росстату выросла с 4,9% в 2020 г. до 8,4%, а индекс Т-12 – с 8,2 до 30%. В этом году мой индекс показывает тренд на уменьшение продуктовой инфляции: по состоянию на ноябрь 2022 г. к ноябрю прошлого года стоимость корзины Т-12 даже сократилась на 0,3%. 

– Что подешевело?

– В ноябре 2022 г. по сравнению с ноябрём прошлого года на 36% подешевела морковь, на 19% – самый дешёвый батон белого хлеба, на 18% – мармеладные мишки, на 17% – самые недорогие куриные тушки, на 8% – апельсиновый сок. Есть, конечно, продукты, цена которых заметно выросла в 2022 г. Это чай, масло сливочное, молоко, плавленый сыр, сельдь. Но в целом я вижу, что по сравнению с прошлым годом цены на многие продукты действительно снизились. Хотя про себя иногда говорю: «Так не бывает!»

– Но почему рядовые покупатели не замечают снижения цен и в опросах ЦБ говорят о высокой инфляции?

– Думаю, у людей не прошёл ценовой шок прошлого года. К тому же, когда их спрашивают о сегодняшней инфляции, они держат в голове не только продукты, но и дорожающую «коммуналку», растущие цены на промтовары и услуги, которые не входят в круг социально значимых. Замедление роста реальных доходов граждан тоже сказывается на их восприятии инфляции. В этом году в торговых сетях наблюдается сокращение спроса, что обусловлено проблемой доходов людей и возросшей их склонности к сбережениям на случай непредвиденных обстоятельств.

С уходом крупных иностранных компаний из сферы производства продуктов в магазинах стали меняться бренды на полках, а также изменился внешний вид некоторых товаров – конфет, молока, сливочного масла и др. Более скупой становится информация для потребителей на упаковках. Всё это внушает тревогу за снижение качества продуктов. Поэтому, мне кажется, в столь сложный период массового изменения брендов и поставщиков продуктов государству стоило бы уделять этой проблеме больше внимания.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни