ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Май 21, 2024

И грянул БАМ

Рейтинг: 0

SNOB

Самому масштабному и дорогому инфраструктурному проекту СССР — БАМу — 50 лет. Полвека назад для строительства железной дороги, которая должна была соединить Тайшет с Советской Гаванью, комсомольцы из всех союзных республик отправились в далекую тайгу. Как была устроена их жизнь, с чего начиналась и чем закончилась стройка и почему БАМ органично встроился в культурный код советского человека?

Фальстарт

Проект железной дороги, которая проходила бы по территориям Забайкалья и Приамурья, начали всерьез обсуждать еще в XIX веке. Кто именно первым высказал идею о том, что она нужна стране, точно неизвестно. Заинтересованы в дороге были и военные, которые хотели наладить транспортное сообщение между частями на Дальнем Востоке, и предприниматели, желавшие осваивать новые рынки сбыта продукции. В 1888 году разработкой проекта занялись в Русском техническом обществе — организации, содействовавшей тогда развитию промышленности в стране. Было даже придумано название: Великая Сибирская магистраль.

Вскоре стало понятно, что строить дорогу по северному берегу Байкала, как планировалось изначально, не получится: местность из-за непроходимых болот и густых лесов была признана «сложной». В 1891 году магистраль начали прокладывать по южному берегу — так появился Транссиб. Формально нужды военных и предпринимателей были удовлетворены, фактически же проблем оставалось немало. Транссиб проходил близко к китайской границе, из-за чего считался небезопасным — если бы началась война, дорога могла быстро перейти под контроль Китая. Кроме того, магистраль не позволяла добраться до месторождений полезных ископаемых, в добыче которых власти были заинтересованы. В начале XX века необходимость в новой железной дороге на Дальний Восток стала очевидна: грузов стало больше, и Транссиб перестал с ними справляться. Однако после исследований на местности в 1906-м проект был признан слишком сложным и дорогим.

Средства на строительство магистрали выделили только в 1932 году — правда ни необходимой техники, ни свободных кадров для этих целей в стране не было. К проекту стали привлекать заключенных: так появился один из крупнейших лагерей СССР — БАМлаг. Через него прошло немало представителей творческой интеллигенции, в том числе сестра Марины Цветаевой — Анастасия. Известно, что в лагере она успела поработать и поломойкой, и кубовщицей, и чертежницей.   

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни