В гости к Сталину
Название — от английского quest: поиск, дознание, искомый предмет. Жанр — adventure game, то есть приключенческая игра. Отгадываешь загадки, отвечаешь на вопросы, находишь «ключи» для прохождения следующих этапов. Местами что-то вроде старого доброго «горячо — холодно». Только в квестах, вышедших в реал из виртуально-кровавого пространства геймов и блокбастеров, ставки более жесткие: не ответил, не нашел — ты мертв. И далеко не всегда понарошку. Впрочем, по порядку.
Уже лет десять квесты бродят по Западу, а последние года три-четыре проросли и на нашей почве. В российских городах насчитываются десятки компаний, предлагающих этот вид досуга с обширным набором программ и весьма ощутимыми ценами. Спрос есть.
Сеансы проводятся в закрытых помещениях и на свежем воздухе, а игроку надо проявить наблюдательность, сообразительность и смекалку, в меньшей степени — эрудицию. В «хоррор-квестах» — быть готовым получить дозу адреналина от страшилок. Организаторы воспроизводят как стандартные голливудские миры оборотней, вампиров, зловещих мумий и зазеркалий, так и сюжеты по мотивам отечественной истории. Бойкие аннотации уверяют, что это увлекательно и познавательно. Посмотрим.
Вот, скажем, квест «Проклятие»: «Верите ли вы в проклятия? Спросите об этом у отца, маленькая дочь которого стала будто одержимой и начала бросаться на людей после того, как ей подарили одну куклу... Девочке становилось все хуже, и отец превратился в настоящего затворника, оградив людей от зла. Он пытался найти способ избавиться от куклы, но каждое утро она вновь возвращалась в кроватку к дочери. Он занялся оккультизмом и древней магией, постепенно сходя с ума».
М-да. На эту веселую игру детей до 14 лет допускают только в сопровождении родителей... А еще есть «Петля», «Мясник из Майами», «Стрип-клуб», «Дурдом» и даже «Квартира Жанны Агузаровой».
Исторических представлено немного. Разумеется, квестмейкеры не могли обойтись без знаковых личностей советского периода. Спецрейд «Культуры» начался с «Бункера Сталина». «Вы попали в один из кабинетов Сталина спустя много лет после его смерти, — гласит аннотация (орфография и пунктуация сохранены. — «Культура»). — Возможно Вы знаете, что он был паранойком и никто никогда не знал на самом деле, в каком именно кабинете он работал, спал и проводил свободное время. Из-за этой же паранойи он очень не любил незванных гостей. Поэтому Как только Вы зашли, дверь захлопнулась и через час все взлетит на воздух. У Вас есть ровно час, чтобы спастись!»
Бредем по задворкам какого-то промышленного предприятия с довольно зловещими реальными декорациями разрушенной советской индустрии. Наконец, находим подвал квесткомпании. Помещение, где проводится игра, напоминает, скорее, дежурку отставного прапорщика, натаскавшего списанного разновременного армейского реквизита для антуража ностальгических попоек. На плечиках развешаны протертые офицерские кители 70-х, стены украшают выцветший красный флаг и подслеповатая фотокопия портрета генералиссимуса в дешевой рамке. На столике — портативная печатная машинка и реальный раритет: черный казенный телефон. Полуразвалившаяся магнитола воспроизводит советские песни...
В процессе игры, впрочем, помимо банального поиска замочных ключей в тайниках, обнаруживаются и нестандартные задачки, придуманные организаторами. Например, далеко не все догадываются побрить безопасной бритвой портрет Гитлера, висящий на стене потайной комнаты как «логическое» продолжение сталинской тематики. Поскоблишь Адольфа — увидишь подсказку. От некоторых же попыток соригинальничать оторопь берет: сделать очередной шаг к освобождению из «бункера» удастся, если разгадать информацию, скрывающуюся в номерах расстрельных списков, найденных в офицерском планшете, и в фамилиях приговоренных — вот так мысль!
С декорациями создатели не мудрили: что-то заедает, что-то отваливается. Так же, на скорую руку, слеплен и сюжет. Видно, что достоверность исторических деталей, продуманность легенды уходят на второй план. На первом же остается то, что обозначается емким словечком «прикольно».
Оно, кстати, не всегда плохо — отдых, игра вполне имеют право на жизнь. Но с сюжетами, особенно такими, историческими, связанными с непростыми временами из нашего прошлого, надо как-то по-другому. Деликатнее, что ли. Больше ума и совести. Ведь можно же включать в перечень задач для игроков и позитивные, познавательные, патриотические установки. Только вот беда — нужные слова и смыслы у сочинителей игр и их потребителей не часто находятся. Может, не со зла, а по неведению... Вслед за нами из дверей «бункера» высыпает ватага школьников с учительницей. Сеятельницу разумного, доброго, вечного ничуть не смутили ни трэш-аннотация квеста, ни собственно содержание.
— Зато дети смогли получить представление о том, что в школе пришлось бы вдалбливать кувалдой, — сказала она «Культуре».
И призналась, что главная цель ее визита с учениками — объяснить, зачем на карте координатная сетка. Одно из игровых заданий — найти по полученным геокоординатам город с именем старого большевика. Столь же ценным навыком учительница сочла расшифровку сообщения с помощью статьи из Большой советской энциклопедии. Мол, где еще детишки научатся пользоваться справочными бумажными источниками. А то, что в сознании у ребят в качестве определяющих меток нашей истории наверняка отложились лишь Сталин (который был «паранойком») да расстрельные списки, — это как? А прикольно — вот как.
Скелеты в шкафу
Может, не стоит быть столь строгими? Может, польза от такого досуга значительно превышает изъяны исторической и орфографической малограмотности, а также эстетической всеядности квестмейкеров?
— Главным позитивным моментом мне представляется то, что в формулу игры заложено ощущение «мы вместе», — считает бизнес-модератор Инга Лев. — Давно забытое чувство локтя заставляет людей собираться в команды, превращая это направление досуга в весьма перспективное. И еще — в квесте происходит работа с живым человеком, которому важно, чтобы к нему обращались по имени, вовремя хвалили. Вот эти вещи помогают преодолеть современную городскую разобщенность и одиночество. Квесты используют преподаватели и руководители крупных компаний. Часто заказчик организует корпоративные походы в квеструмы, чтобы оценить характер и скрытый потенциал сотрудников: кто умеет работать в команде, кто нет; кто лидер, кто нытик, кто халявщик. В такой игре можно даже скорректировать алгоритм взаимодействия разных отделов предприятия.
По словам специалистов, командный квест помогает научиться слушать друг друга. И лучше узнать того, кто корпит за соседним компьютером. Деваха, щебечущая на работе только о помадах и живущая в Сети, может оказаться обладательницей аналитического ума, а скучнейшая тетушка из бухгалтерии — знатоком живописи и литературы.
Когда-то поведенческие особенности коллег выяснялись в совместном труде на овощебазах и субботниках, в походах с палатками. Что ж, теперь, как говорится, иные времена. Ну, и нравы, ясное дело.
«Сталинский бункер» — не единственный проект «про войну». Еще более резанула квестория, то есть ролевая игра в жанре детектива, «Бегство через Атлантику». Тоже с душком. 8 мая 1945 года. Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Страны-победительницы готовят Нюрнбергский процесс. Нацистские преступники пытаются спастись, смешавшись с потоком беженцев, наводнивших Европу. Посетительнице достается роль нацистской преступницы Мерседес Гарсии, которая изображает барменшу, но на самом деле должна сберечь чертежи оружия возмездия, дабы отомстить за поруганный великий Рейх. Как сообщают устроители, игра развивает коммуникативные навыки и позволяет девушкам решить матримониальные вопросы. Однако стоит ли даже из-за этого вживаться в образ нераскаявшейся нацистки?
Военный антураж и реальные артефакты оказались лучше всего подобраны в квесте «Битва за Москву» на «Белорусской». По легенде, участники игры должны разыскать пропавшую группу капитана Глушко. В подвале обустроена настоящая землянка с почти аутентичным реквизитом времен Великой Отечественной. Полумрак, «буржуйка», патефон, душегрейки, ружья, алюминиевые ложки, гранаты-«лимонки» без взрывателей. Картину исторической реальности слегка смазывают «трофейные» грампластинки, на одной из которых даже в полумраке предательски проступает аббревиатура DDR. Цена участия в действе зашкаливает: 4500 рэ! И еще: счет здесь идет на минуты. Спас капитана Глушко или нет — час прошел, до свидания. Нам выполнить поставленную задачу не удалось. Организаторы объявили по громкой связи, что время вышло, и без церемоний выпроводили нас вон. Остается надеяться, что пропавших разведчиков обнаружат те, кто придет после нас.
Продолжаем поход по квестам. Толстый слой грязи на полу подвала на «Речном вокзале» явно свидетельствует о том, что от посетителей нет отбоя.
— Да вы уже пятнадцатая команда за день, — уверяет обвешанная рациями миловидная девочка-администратор.
На стенах благодарности от телепередач криминальной тематики: «За предоставление для съемок локаций «В тюрьме» и «В подвале». Однако не только криминалом силен этот колодец. Проходим квест «Тайный орден». Комнатушка имитирует нечто условно-средневековое в духе Дэна Брауна. Тут и совы, и старинные компасы. Вход в книжной полке, за которой скрываются скелет и сюрприз-ловушка. В какой-то момент дверь с шумом захлопывается, и мы понимаем, зачем нужна рация: девочка-администратор подсказывает, как выбраться на свободу...
Любители острых ощущений, потомки завсегдатаев «Комнат ужаса» в приснопамятных советских луна-парках, теперь могут соединить их с тренировкой сообразительности в хоррор-квестах — перформансах, то есть с участием актеров.
— Вы на «Пилу»? Берегитесь, там, говорят, в темноте они прям за эти... за грудь хватают, — поделилась страхами участница соседнего квеста.
Как оказалось, ни за какие части тела на «Пиле» не хватали, но дамы повизжали вволю. В темной-темной комнате кого-то приковали к полу цепью, а остальных заперли в клетке. Когда глаза привыкли к мраку, прямо у лица неожиданно вынырнуло существо в зеленой маске. Монстр проворно убежал в клетку и оттуда стал подсказывать, где искать ключи. Если мы «не догоняли», дразнил «тупыми». Впрочем, чудище оказалось добрым малым, как и играющий его студент столичного вуза, подрабатывающий таким вот доступным образом.
В греческом зале...
По словам специалистов, сейчас набирают популярность сюжеты, в которых требуется разгадать, какое архитектурное сооружение или произведение искусства зашифровано в вопросах. Группа собирается в музее, парке или где-то на улице и, руководствуясь подсказками, полученными в мобильном приложении, ищет объекты.
Одно из самых востребованных развлечений продвинутой публики — квесты в городских музеях, ставшие чуть ли не альтернативой традиционным экскурсиям. Кажется, что плохого, если вместо скучного экскурсовода тебе поможет найти нужную картину или скульптуру электронный поводырь? Ничего, кроме того, что в этом случае очень трудно избежать уже не исторической, а искусствоведческой профанации, подмены понятий. Ведь взамен личностного, порой глубоко интимного общения с прекрасным вам чаще всего предлагают какое-то спортивное соревнование, в котором творения Сурикова и Серова становятся просто этапами эстафеты, и еще хорошо, если организаторы по малограмотности их не перепутают. Примитивный инструктаж, сводящийся к фразе: «Ваша задача — обогнать команду соперника», уже привел к тому, что в ряде музеев само слово «квест» стало ругательством и подобные игры попали под строгий запрет. Ну кому понравятся толпы оголтелой молодежи, носящиеся с мобильниками по залам?
Некоторые заведения культуры, впрочем, пока терпят квестпосетителей. «Может, хоть так приобщатся к высокому искусству?» — миролюбиво размышляют в дирекциях. Мол, кто знает, из какого сора... Однако для того чтобы что-то выросло, интеллектуальный уровень игр, равно как и их организаторов, должен постоянно повышаться — в содружестве с настоящими специалистами и под призором государства. С выработкой в том числе правил безопасности и этических норм поведения. Увы, этого пока не наблюдается: подъем культурной «планки» невыгоден с коммерческой точки зрения, ибо существенно снизит поток клиентов.
К сожалению, по такому же принципу работают и многие ТВ-каналы, которые, оправдываясь рейтингами и рекламодателями, за четверть века снизили качество большинства передач. Очевидно, что эта дорожка уготована и квестам, если бросить их на произвол саморегулирования. И наоборот, взяв под государственную опеку (только не формально, а заинтересованно), можно было бы превратить данную отрасль индустрии развлечений в новый метод увлекательного познания истории и географии страны, воспитания высоких моральных принципов взаимовыручки и соборности. Только вот кто этим будет заниматься — Минкульт, Росмолодежь, Церковь? Ну а почему бы и нет? Речь ведь идет о формировании культурного кода нации — не в красивых планах на будущее, а здесь и сейчас.
Давайте делать паузы в игре
Вопрос о реальной полезности существующих игр для наших соотечественников, особенно молодежи, мы бы оставили открытым. Известен стандартный набор аргументов убежденных защитников квестов: «лучше, чем алкоголь-наркотики-игромания». С этим трудно спорить. Только вот поскольку игры эти происходят в реальности, их разрушительная (как, впрочем, и позитивная) сила может многократно превосходить сетевые аналоги или тележвачку.
По-человечески понятно, почему на Украине, скажем, сегодня одними из самых популярных являются квесты с побегом из тюрьмы или психбольницы закрытого типа. Нормальное такое социальное зеркало. Объяснимо и абсолютное преобладание квестсюжетов и локаций из мутного киномесива ужастиков и кровавых триллеров, которыми нас заливают с начала 90-х. Понятно, но вряд ли здорово, если мы, конечно, хотим выжить как народ со своими вековыми устоями. С этой стороны сложно найти оправдание азартной беготне на кладбищах или поискам «ключей» на территории колумбария. Подобный квест придумали в Новосибирске. И даже псевдолитературный флер «по мотивам произведений Данте» тут не поможет. Не по-русски это, да и не по-человечески...
Разухабистая, никем не контролируемая и не регулируемая квестволна может привести к трагедии — как это было на днях в московском перформансе «Кровавый Санта», где заигравшийся горе-актер едва не зарубил клиента. А как не заиграться, если посетителей завлекают таким вот образом: «Забудьте о добром бородатом старичке под именем Санта Клаус! Забудьте о подарках и рождественской елке! Шутки кончились! Если вы попали в логово Кровавого Санты, знайте — выбраться практически невозможно. Санта уже смотрит на вас из темноты и точит свой топор. Но он не будет убивать вас сразу, он любит поиграть со своими жертвами».
И ведь идут же люди после такого предупреждения. Попробуй скажи, кто из них более нормален — клиенты или организаторы.
Случаев, когда квесты попадают в хронику происшествий, хватает. В столице полицейские еле поймали автомобилиста, который припарковался аккурат на нулевом километре у Иверской часовни перед Кремлем, разделся и бросился наутек. Оказалось, что этот вполне взрослый гражданин выполнял задание квеста. Есть случаи мрачнее. В 2009-м в Кемерово молодой человек, играючи, упал с крыши заброшенной фабрики, в Липецке двое задохнулись в коллекторе, а в Брянске юноша получил удар током, пытаясь найти игровой ключ в трансформаторной будке.
Можно еще долго рассуждать о реальных и потенциальных минусах и плюсах подобных развлечений. Но, думается, первый же вывод предельно ясен: с самотеком в этих небезопасных игрищах надо завязывать.