ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 23, 2018

Изобретение фэшн-современности: эпоха Мартина Марджелы

Рейтинг: 0

Автор: Елена Стафьева. Коммерсантъ Weekend

НАЧАЛСЯ ПАРИЖСКИЙ СЕЗОН МАРТИНА МАРДЖЕЛЫ, КОТОРЫЙ ПРОДЛИТСЯ ДО КОНЦА ЛЕТА. В НАЧАЛЕ МАРТА ОТКРЫЛАСЬ РЕТРОСПЕКТИВА МАРДЖЕЛЫ В МУЗЕЕ МОДЫ ГАЛЬЕРА "MARGIELA/GALLIERA, 1989-2009", А СЕЙЧАС В ПАРИЖСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ПЕРЕЕЗЖАЕТ ВЫСТАВКА "МАРДЖЕЛА, ГОДЫ В HERMES", ВПЕРВЫЕ ПОКАЗАННАЯ В АНТВЕРПЕНЕ. МАРТИН МАРДЖЕЛА — ТОТ САМЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ МОДУ, ПРИДУМАЛ ЯЗЫК, КОТОРЫМ МОДА ГОВОРИТ С НАМИ СЕГОДНЯ. ТЕМ, ЧТО МЫ ВИДИМ НА ПОДИУМЕ, И ТЕМ, КАК МЫ САМИ ОДЕВАЕМСЯ, МЫ ОБЯЗАНЫ ИМЕННО ЕМУ

Проходя по залам Музея Гальера, где выставлены в хронологическом порядке коллекции Maison Martin Margiela, испытываешь непрерывную радость узнавания: "И это, оказывается, тоже придумал он!" Он действительно придумал невероятно много, а нынешняя ретроспектива важна еще и тем, что показывает это наглядно и систематизированно, в 135 луках, лично отобранных Мартином Марджелой. Заправленная в колготки рубашка — точно такой верх у своих юбок сделает потом Миучча Прада, вещи из разнокалиберной сетки, надетые друг на друга,— Том Форд будет это делать в YSL, шелковые платья с молниями наружу — Эльбаз в Lanvin, прозрачный целлофан, надетый сверху на вещи — Раф Симонс в CALVIN KLEIN, фотопринты одной одежды на другой — Джун Такахаси в Undercover, и даже сапоги таби, которые долгое время принадлежали Maison Martin Margiela и только ему, сегодня стали появляться везде, вплоть до последней, сделанной уже без Фиби Файло коллекции Celine.

Марк Джейкобс в Vuitton, Александр Маккуин в Givenchy и в Alexander McQueen, Фиби Файло в Celine, Том Браун в Thom Browne — этот ряд можно продолжить практически любым известным именем — все самые значительные люди индустрии последние 30 лет внимательно следили за тем, что делает Марджела, и как-то откликались на это, но по-настоящему степень его воздействия на моду можно оценить именно сейчас, с открытием этой выставки. Это была мощнейшая аналитическая мода, где все раскладывалось на составные части и изучалось, где вскрывались принципы работы одежды и тела в одежде, где, как в настоящем авангарде, новое видение препарировало традиционные подходы. Сейчас, когда то, что он сделал, одновременно показывают в двух парижских музеях, видно, насколько блестящим было его остроумие, какая бездна идей была у него вплоть до самого последнего дефиле и насколько четко были просчитаны все его эффекты.

Но еще важнее отдельных приемов, силуэтов и целых луков оказалось влияние главного принципа, который определял всю эстетику Мартина Марджелы. Принципа, который сейчас принято называть словом "инклюзивность". Его мода была открыта для всех — она не требовала ни физического совершенства, ни сексуальной привлекательности, ни длинных ног, ни идеальных скул, ни высокой самооценки. Она вообще не требовала от человека никакой безупречности — напротив, давала почувствовать себя уверенно тем, кто был далек от всех этих стандартов, тем, кто был "некрасивым" — какими, собственно, были все его любимые модели. Марджела своим видением моды и красоты раздвигал их границы, его вещи давали защиту и меняли ощущение себя и своего места в мире. И эта инклюзивность была тем новым и значительным, что отличало его от предшественников и что было воспринято его сегодняшними последователями. Один из самых заметных сегодня дизайнеров, Демна Гвасалия, начинавший с прямого копирования Марджелы, постепенно перешел к использованию его наследия как современного фэшн-языка — и с этой точки зрения все, что он делает, выглядит одним большим постмодернистским трибьютом Марджеле как изобретателю современной моды.

Артистический директор Hermes Пьер-Алексис Дюма рассказывает, как его отец Жан-Луи Дюма, наняв Мартина артистическим директором женских коллекций, сказал: "Да, Мартин невидим, но он как кислород — невидим и тем не менее жизненно важен. Он приносит нам новое видение нас самих". Как оказалось, этим кислородом мы дышим до сих пор.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

  • Поделиться в
следующая
Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни